29.09.2014 23:46
    Поделиться

    Эксперт: Бизнес дорого заплатит за повышение ставок НДС

    В последнее время ни дня не обходится без новостей о планах государства по повышению налогов. Растущие расходные обязательства бюджетов на фоне слабеющей экономики все активнее вынуждают минфин искать новые источники доходов.

    За последние недели было высказано несколько подобных идей: введение налога с продаж, установление прогрессивной шкалы обложения НДФЛ, повышение налоговых ставок по НДС.

    В текущей экономической ситуации повышение ставок НДС представляется наиболее реалистичным вариантом. Предшествующая практика применения в России налога с продаж показала, что доходные поступления от него крайне неравномерно распределяются по стране. В начале 2000-х годов, когда этот налог применялся, более половины всех доходов от его взимания аккумулировалось в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. "Возрождение" этого налога приведет к схожим экономическим результатам - большинство регионов не сможет получить достаточное количество средств от его взимания. Идея же с повышением ставок НДФЛ для наиболее состоятельных граждан (тех, чей доход превышает 12 млн руб. в год) выглядит чересчур популистской и непродуманной, а потому и нереализуемой.

    НДС наряду с экспортной таможенной пошлиной и НДПИ является одним из основных столпов доходной части федерального бюджета. При этом в отличие от экспортной пошлины и НДПИ собираемость НДС практически не зависит от цен на энергоносители на мировых рынках. Поэтому для бюджета этот налог выступает в качестве "подушки безопасности", способной обеспечить стабильные поступления даже в условиях падения цен на нефть.

    Посмотрим, кого в наибольшей степени затронет повышение ставок НДС. С экономической точки зрения базой для взимания этого налога является добавленная стоимость. Она представляет собой разницу между стоимостью готовой продукции компании и затратами на предметы труда (сырье) и средства труда (оборудование). Добавленная стоимость формируется за счет расходов на оплату труда, процентов по кредитам, привлеченным для развития производства, чистой прибыли предприятия. Чем выше добавленная стоимость, тем больше сумма налога.

    Основным источником для взимания НДС является промышленность и торговля. Финансовый сектор полностью освобожден от взимания налога, поступления от экспортно-ориентированных добывающих отраслей, как правило, невелики, поскольку при продаже на экспорт НДС взимается по нулевой ставке, а учитывая, что основным предметом экспорта выступает сырье, не подвергшееся переработке в России (например, сырая нефть), то добавленная стоимость в отношении этих объектов в РФ вовсе не формируется или формируется в незначительной степени. Поступления по НДС, как правило, напрямую связаны с размером внутреннего валового продукта - чем больше экономика, тем больше валовая сумма налога.

    Вместе с тем российская макроэкономическая статистика показывает, что в 2013 году, несмотря на рост ВВП на 1,3%, поступления по НДС не только не увеличились, а даже упали, пусть и не очень значительно - всего на 1%. С чем это связано? В первую очередь с деградацией отраслевой структуры ВВП. В 2013 году наибольший рост наблюдался в финансовом секторе и секторе, связанном с государственным управлением. Эти отрасли практически не генерируют НДС. В отраслях, выступающих основными донорами для взимания этого налога, экономические успехи были не столь заметны. В поддержку тезиса о преимуществах повышения ставок НДС как наиболее оптимального способа для латания бюджетных дыр часто ссылаются на то, что этот налог равномерно "растворен" в экономике, поэтому увеличение ставок одинаково скажется на всех экономических субъектах.

    Это не совсем так. Повышение ставок затронет главным образом торговлю и промышленность, ориентированные на внутренний рынок. Эти отрасли и без увеличения фискальной нагрузки находятся не в лучшем состоянии. Вместе с тем фискальные меры практически не затронут банки, страховые компании, а также экспортеров. Справедливо ли такое перераспределение налогового бремени?

    Что можно ожидать от тех компаний, для которых повышение ставок налога будет наиболее чувствительным? Специфика всех косвенных налогов, включая НДС, заключается в том, что в конечном итоге налог уплачивается за счет средств потребителя готовой продукции. Естественной реакцией на повышение ставок будет стремление переложить налоговую нагрузку на покупателя увеличением продажной цены.

    Другая вероятная стратегия - это минимизация расходов, формирующих добавленную стоимость, в первую очередь расходов по оплате труда. В преддверии повышения ставок предприниматели как минимум откажутся от ежегодной индексации зарплат, для кого-то повышение ставок может обернуться и увольнением.

    Обе эти стратегии роднит то, что они влекут уменьшение покупательского спроса, а в итоге и потребления, являющегося базой для взимания налога. Наконец не стоит забывать, что повышение налоговой нагрузки является стимулом для развития различных схем "налоговой оптимизации" как вполне законных, связанных с переходом на применение специальных налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС, так и незаконных, предусматривающих уход бизнеса в теневой сектор экономики. Из этого следует, что увеличение налоговой ставки является обратно пропорциональным по отношению к росту поступлений от этого дохода; увеличение ставок на одну десятую никогда не повлечет пропорционального увеличения валовой суммы поступлений. Говоря иначе, эффект от увеличения ставок будет тем меньше, чем больше денег будет требоваться для латания бюджета.

    Это говорит о том, что только увеличение ставок НДС не является эффективной экономической мерой. В этой связи необходима комплексная стратегия, направленная на обеспечение бюджетной сбалансированности не только за счет поиска новых источников доходов, но и за счет сокращения расходов, заложенных в бюджете при прежних экономических реалиях.

    Поделиться