26.09.2014 14:19
    Поделиться

    В Тырныаузе застроят апокалиптические руины ГОКа

    Строительство современного горно-металлургического комплекса на базе Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината входит в пакет проектов, включенных в соглашение о сотрудничестве в области промышленности и торговой деятельности, которое врио главы КБР Юрий Коков и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров подписали на XIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2014".

    Вопрос о возрождении крупнейшего промышленного предприятия республики регулярно возникает на протяжении последних двадцати лет. По оценкам специалистов, половина всех запасов российского вольфрама находится на Тырныаузском месторождении. Разрабатывались концепции, потенциальные инвесторы не раз приезжали в Тырныауз. Но переговоры так ничем и не закончились, а мрачные руины Тырныаузского ГОКа, достойные стать декорацией для съемок апокалиптического фильма, продолжают изумлять туристов, едущих на курорты Приэльбрусья. Однако в этом году у комбината, похоже, появились реальные шансы на возрождение в новом качестве, а у жителей города Тырныауза - надежда на будущее. Комбинат - во всех смыслах градообразующее предприятие, именно он дал городу жизнь. Его остановка поставила Тырныауз на грань выживания...

    Залежи молибдена и вольфрама были обнаружены геологами в этих местах в середине 30-х годов прошлого века. В 1937 году Наркомтяжпром СССР издал приказ по строительству рудника и обогатительной фабрики и уже в 1940 -м Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат был введен в строй. Но тут грянула Великая отечественная война, рабочих эвакуировали, а завод взорвали, чтобы не достался фашистам. Снова он заработал в январе 45-го. Добытая здесь руда шла на военное производство - молибден использовался для легирования сталей, а вольфрам - в качестве основы тяжелых сплавов для артиллерийских снарядов. В 1955 году находившийся рядом с комбинатом поселок Нижний Баксан получил статус города и был переименован в Тырныауз. К концу 1980-х Тырныаузский ГОК был одним из крупнейших предприятий цветной металлургии в СССР, способным ежегодно добывать и перерабатывать 6,6 млн. тонн руды и выпускать 14 тысяч тонн концентратов. На предприятии трудилось 6 тысяч человек, население города насчитывало более 30 тысяч жителей.

    Но пришли "лихие 90-е". Упало число оборонных заказов, прекратилась разведка новых запасов руды. Комбинат не успевал подсчитывать убытки. За бесценок было распилено и вывезено на металлолом почти все карьерное оборудование. В 2001 году, когда задолженности по зарплате превысили 24 млн. рублей, комбинат объявили банкротом. Спустя два года все имущество ГОКа было продано "с молотка". Бывшие работники комбината вспоминают, как 85 единиц оборудования ремонтно-механического завода "ушли" за 1,75 млн. рублей при фактической стоимости в 20 млн. рублей. От завода остались только разрушенные сошедшим селем корпуса, которые восстановлению не подлежат.

    Люди оказались без работы, в городе стала расти социальная напряженность, молодежь начала уезжать в поисках заработка. К тем, кто остался, повадились вербовщики бандподполья и несколько последних лет Тырныауз был одним из очагов террористической активности. Сейчас обстановка в городе и в целом по республике стабилизировалась, но из-за безработицы Тырныауз обезлюдел больше чем на треть.

    Как отмечают эксперты, шанс на вторую жизнь ГОК может получить в связи с программой перевооружения российской армии, которая уже обеспечила гособоронзаказами десятки отечественных предприятий, в, том числе, на Северном Кавказе. Специалисты, которые работали на ГОКе еще во времена его расцвета, говорят, что новое предприятие будет рентабельным. Как рассказал последний советский директор Тырныаузского ГОКа Борис Блаев, еще до развала комбината были разработаны и успешно применялись технологии переработки сравнительно бедных руд.

    - Еще в 1984 году мне было понятно, что богатые руды мы выработали, и нужно заниматься технологией обогащения и переработки бедных, - рассказал Блаев. - Эту работу мы провели, обратившись к технологии рентгено-люминесцентной сепарации, которая позволяет относительно бедные руды превращать в богатые, что делает добычу бедных руд высокорентабельной. В Тырныаузе эту технологию мы впервые использовали для обогащения вольфрама. Мы тогда пристроили производственный комплекс с рентген-люминесцентной сепарацией к дробильно-сортировочному узлу, где дробилась пустая порода для отсыпки дорог. Перерабатывали миллион тонн пустопорожнего щебня, зная, что вольфрам там есть, хотя и немного. В результате очень серьезно удалось повысить его концентрацию. Кратность обогащения вольфрама увеличивалась в 900 раз, молибдена - в 1900 раз. По этому показателю мы были впереди всех. Когда к нам приезжали американцы, они поражались, как мы можем работать на такой руде. И до 1992 года все это работало.

    Помимо "оборонки" потребителем вольфрама является промышленный комплекс. Это отрасли, где требуется высокопрочный инструмент - станкостроение, машиностроение, горнодобывающая промышленность. Для изготовления инструментов, требующих высокой твердости и коррозионной стойкости, применяется нанокристаллический карбид вольфрама, который может стать одним из основных продуктов, выпускаемых на комбинате.

    - Только производство нанокристаллического карбида вольфрама может давать доход 3,4 млрд. рублей в год, - уверен Блаев. - Объем инвестиций на восстановление производства, согласно разным концепциям, оценивался в последние годы в сумму 5- 8,3 млрд. рублей, поэтому капитальные затраты можно окупить сравнительно быстро. Проект нового генерального вскрытия месторождения можно сделать за полгода, строительство займет два года, не более. Технология общедоступна, нужно ею просто грамотно воспользоваться. И нужно использовать тех специалистов комбината, которые еще живы.

    Еще один интересный момент - в процессе работы комбината образовалось много так называемых хвостов обогащения, то есть отвалов переработанной породы. И в этих отвалах содержится немало ценных редкоземельных элементов, которые тоже можно будет использовать.

    В целом концепция по добыче руды на Тырныаузском месторождении готова. Следующий этап - собственно сам проект, который будут разрабатывать профильные специалисты с учетом всех деталей и рисков. Предполагается, что на реализацию проекта потребуется пять лет и столько же - на его окупаемость. Работа предстоит серьезная - ведь новый ГОК придется строить с "нуля".

    Комментарий

    Министр промышленности и торговли КБР Игорь Кладько:

    - Сейчас происходит тенденция роста стоимости продукции, которую может производить Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат. Это сырье является архиважным для оборонной промышленности. Есть положительное заключение и письмо Минпромторга РФ главе государства о том, что эта продукция востребована, нужна для экономики, для "оборонки".

    Перспективы возрождения комбината недавно обсуждалась на совместном совещании Минпромторга и Минкавказа РФ с участием наших представителей. Состоялось заседание по этому вопросу и у вице-премьера Александра Хлопонина. По его итогам профильным ведомствам - Минкавказа, Роснедрам, Минпромторгу, Ростеху было поручено к 5 октября подготовить свои предложения. Структура Ростеха сейчас изучает подготовленные нами документы и нашу концепцию восстановления производства. Но, я думаю, что она претерпит изменения. Например, только стоимость лицензии на право придти и работать, обойдется инвестору в 1 млрд. 350 млн. рублей. Конечно, такая цена "кусается". Поэтому 5 октября будут прорабатываться "правила игры" на этой территории. К слову, проектом уже заинтересовался один крупнейших российских производителей вольфрама.

    Нужно решить еще одну проблему - ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений и хвостохранилища комбината. Это 31 га водной глади, где по оценкам специалистов, находится около 25 млн.тонн отходов деятельности обогатительной фабрики. На ремонт гидротехнических сооружений требуется примерно 3, 5 млрд. рублей и этот вопрос возможно решить только, попав в госпрограмму. Сейчас этот вопрос прорабатывается Минприродой РФ.

    Кстати

    Проект по добыче руды на Тырныаузском горно-обогатительном комбинате поддержал министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, который недавно побывал в рабочим визитом в КБР. Он подчеркнул, что проект должен быть безопасным, а технологии добычи - наукоемкими. И высказал предложение органам власти республики и администрации Эльбрусского района - проработать все возможные производственные площадки для компактного создания нового комбината, наличие инженерной инфраструктуры. Глава Минкавказа также отметил, что реализацию намеченных планов нужно решить в ближайшее время.

    Поделиться