22.09.2014 23:34
    Поделиться

    Лондон не торопится расширять полномочия Эдинбурга после референдума

    Обманом "банды из Вестминстера" назвал первый министр Шотландии Алекс Салмонд обещание британского правительства передать шотландскому парламенту более широкие полномочия в случае отказа от независимости.

    "Люди, которых убедили проголосовать против отделения, уже чувствуют себя обманутыми, они расстроены и раздражены, потому что все выглядит так, словно их обманули", - заявил Салмонд.

    План премьера Дэвида Кэмерона, вице-премьера Ника Клегга и лидера парламентской оппозиции Эда Миллибанда был озвучен за несколько дней до референдума о независимости Шотландии. В совместном заявлении лидеры консерваторов, лейбористов и либерал-демократов призвали шотландцев проголосовать против отделения, а в ответ сулили им "более быстрые и надежные перемены к лучшему". Обещание, хоть и было запоздалым, но шотландцев, которых пугали экономические и социальные последствия независимости, оно убедило. Впрочем, у этого призыва был существенный недостаток - отсутствие конкретики. В расплывчатых формулировках шотландцам предлагали самим контролировать налогообложение и систему здравоохранения. Позднее выяснилось, что процедуру определения параметров налогообложения, бюджетной политики и расходов на здравоохранение будет контролировать лояльный Лондону Лорд Смит Кельвинский. Да и сроки передачи полномочий выглядят довольно туманными: договоренность между Лондоном и Эдинбургом должна быть достигнута до 25 января. Однако окончательный документ будет утвержден в парламенте только к лету следующего года, поскольку на 7 мая в Великобритании намечены всеобщие выборы.

    Предлагая альтернативу независимости Шотландии, британские политики рассчитывали убить сразу двух зайцев: сохранить целым Соединенное Королевство и сыграть на чувствах националистов в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе в ходе предвыборных кампаний. При этом реального желания договориться о дальнейшей судьбе административных частей страны в Лондоне нет. А подписавшиеся под планом парламентские лидеры и вовсе придерживаются противоположных позиций. Кэмерон считает, что если Шотландия получит новые полномочия, то аналогичные реформы надо провести во всем Соединенном Королевстве, вплоть до Англии. А Эд Миллибанд считает, что перемены не должны коснуться Англии.

    Поделиться