18.09.2014 23:10
    Поделиться

    Старые театры Москвы продолжают менять свой облик

    Первый московский международный форум "Культура. Взгляд в будущее" пройдет 15-18 октября. Планируется, что в цивилизованной и мирной дискуссии произойдет обмен мнениями и диаметрально противоположными взглядами между представителями разных слоев московской художественной интеллигенции, условно говоря - от Михалкова до Серебренникова.

    Это очень показательное явление современной московской ситуации. Сергей Капков - довольно отважный менеджер в области культуры, во многом благодаря ему Москва приобрела новый, европейски ориентированный вид - велодорожки, парки, зеленые зоны, разнообразные виды досуга, участие самых модных и востребованных артистов в городских праздниках и торжествах. Капков поддерживает инициативу создания частных музеев и культурных институций вообще - это деятельность Шалвы Бреуса в "Ударнике", Абрамович с "Гаражом" или Михельсон, который хочет выкупить в сердце Москвы большую территорию и сделать там Центр современного искусства.

    Напомним, что и в области театра Сергей Капков выступил инициатором очень важных перемен. Это при нем Кирилл Серебренников вошел в один из хиреющих бастионов репертуарного советского театра (Театр им .Гоголя) и превратил его в современный мультидисциплинарный культурный центр с острополемическими спектаклями, кинопоказами, лекциями и встречами. Это при нем в сотрясаемый склоками и скандалами, драмами и смертями Театр на Таганке вошли молодые реформаторы, назвавшие себя "Группой юбилейного года". Они возмущали некоторых пенсионеров и депутатов, критиков и артистов. На них писали доносы, их обсуждали в Совете Федерации. Молодые режиссеры и художники предложили - прежде чем пускаться в новое плаванье - осознать и по-новому оценить явление Таганки в социальном, психологическом и художественном смысле. Начальник департамента культуры поддерживал их в самой неблагоприятной обстановке.

    Он действует как прагматичный и расчетливый менеджер, который прекрасно понимает - смена поколений и художественных лидеров - процесс неизбежный. Но у нас он еще и обременен сложными юридическими обстоятельствами. До сих пор ни в Гоголь-центре - несмотря на демонизированный образ его худрука Кирилла Серебренникова, якобы жаждущего расправы над артистами, - ни в Театре на Таганке, ни в Театре им. Станиславского, руководителем которого стал один из самых радикальных новаторов российского театра Борис Юхананов, ни в Центре драматургии и режиссуры, который де юре (но не де факто) возглавил харизматичный Клим - не уволен ни один артист из тех, кто составлял их труппы. А если кто и был уволен, то восстановился по суду.

    "Пока будет сохраняться вся эта система, когда в театрах существует труппа, которую нельзя уволить, ничего ты изменить не сможешь, - сказал Сергей Капков на своей недавней встрече с журналистами. - Постареет труппа Серебренникова - она тоже уходить не захочет. Такова психология. Отсюда проблемы. Взять Театр на Таганке. Любимовского театра... уже не существует. Есть здание, обремененное проблемами. Сейчас оно закрыто на ремонт, и у нас есть год-полтора, чтобы понять, что с этим театром делать дальше".

    В интересной, полутаинственной обстановке готовит открыть свой новый сезон и Театр им. Станиславского. Борис Юхананов не только дал ему новое "старое" название - "Электротеатр" (так назывался когда-то находившийся там кинотеатр), не только очистил от всех кафе и ресторанов, но и проводит массивный, небывалый ремонт, который позволит превратить театральное здание в центре Москвы, на Тверской, в одну из самых технически оборудованных фестивальных площадок. "По оснащенности зала, - подтвердил Сергей Капков, - это будет один из лучших театров Европы, один крупный бизнесмен вложил туда около 25 миллионов долларов. И я верю, что новый главреж Юхананов сможет управлять этим современным театральным комплексом; за будущее "Станиславского" как мощной фестивальной площадки в том числе я не волнуюсь".

    Как бы ни развивался московский театр, для Сергея Капкова очевидно главное: "одна эпоха доживает, другая начинается. И такие люди, как Серебренников, Меньшиков, Юхананов, Миронов, являются катализаторами этого процесса, они заставляют систему резонировать. Нет застоя".

    Кажется, ему в отличие от федеральных органов управления культурой представляется возможным "перестать управлять учреждениями культуры".

    Он считает, что задача органов управления культурой - управлять только деньгами через субсидию, заказывая некий продукт. "Никакие театры мы закрывать не будем, но "перепрошивать" - это необходимо".

    Поделиться