17.09.2014 23:20
    Поделиться

    45 детей приняли участие в валдайской Робинзонаде на необитаемом острове

    Как прожить двое суток на необитаемом острове, если тебе всего 14
    Вместо моря - озеро Уклеинское на Валдае, вместо пляжа - поляна с полусотней детей, вместо гостиничного номера - палатка, пенка и спальник. Работа инструктора на детской программе не самая легкая. Но настолько благородная и благодатная, что ей не лень посвятить и свой отпуск.

    Подъем - в 6 утра!

    - Пятница вызывает базу, прием, - мне нравится мой позывной, поэтому стараюсь повторять его чаще.

    - База в канале для Пятницы, - отзывается Маша, инструктор-стажер, которой выпало весь день провести "на рации". Она уже сопроводила два утренних оплыва, теперь следит за съемом с островов.

    - Пятница забрал Робинзонов с точки 15. Двигаемся к точке N 16.

    - Принято. Семь-три. - В жаргонном словаре радиолюбителей код, означающий наилучшие пожелания и конец связи.

    - Восемь-восемь, - в шутку говорю Маше две цифры, которые в эфире заменяют "люблю" и "целую".

    На исходе 12-й день программы "Робинзонада. Твой остров". Завершается ключевой этап - два дня назад детей высадили на острова.

    По технике безопасности ребенок укомплектован аптечкой, спальником, головным убором, дождевиком, двумя сигнальными флагами (красный и белый) и репеллентом. Все остальное снаряжение - личный выбор. Например, на 38-й точке сидит Гриша, к обязательному комплекту он добавил еду, посуду и два пня, один из них со специальными распилами, чтобы внутри него можно было разводить огонь. 38-я точка носит название Мертвый остров. Или Наташа, она на 31-й. Она решила не брать еду, а добывать ее самостоятельно. Самое простое - кислица, травка в форме четырех сердечек, соединенных вместе. Можно рвать еловые ветки и рябину - сварить подобие чая. Или варенье. Наташа говорит, что готова есть лягушек, и знает, как поставить звериные ловушки.

    Всего Робинзонов - 45 детей от 11 до 17 лет. Островов - 30. Место действия - Валдай, озеро Уклеинское.

    Острова - условное обозначение и потакание роману Даниэля Дефо. Из 30 настоящих островов только два - Мертвый и Мадагаскар. Остальные - точки вдоль береговой линии, они отмечены маркерной лентой и пронумерованы. Между точками десятки метров. И высадка на точку, и съем с нее осуществляются с воды. Правила для Робинзонов - не ходить на соседние точки.

    Илья Федотов, руководитель программы, еще в Москве рассказывает: "Я хочу, чтобы у каждого участника произошло событие. Чтобы каждый совершил подвиг". В ответ шучу, что у программы должно быть название Мюнхгаузенада.

    7.00 - разгон облаков

    На самом деле кроме литературных интерпретаций у программы есть весьма очевидная цель - успешно пройти период островов. Это значит подготовить участников к тому, чтобы двое суток они смогли прожить в автономном режиме без непосредственного участия и вмешательства взрослых инструкторов. Научить разводить костер, даже когда дождь стеной. Ставить шалаш из двухметрового куска полиэтилена так, чтобы не задувало и не заливало. Сварить рис в обожженной консервной банке.

    Есть другие умения - опциональные. Например, сплести гамак или удобное кресло. На самом деле навык равно полезный, как и умение найти в мокром лесу бересту. И не потому, что в вертикальном положении выжить сложнее, чем в горизонтальном или сидячем. А потому, что после нескольких часов безделья хочется сплести из веревки петлю и закинуть ее на ту же сосну.

    Но программа "Робинзонада. Твой остров" - это еще и программа про осознанный выбор. Участник определяет правила игры и условия, в которых он победит. Участник выбирает, что нужно для победы. Исключение - первые организационные дни, когда распорядок поддерживается инструкторами. Затем власть в лагере, по крайней мере видимая, переходит детям.

    После завтрака - общий сбор. Слово берет дежурный инструктор - каждый раз новый. Научиться можно практически всему. После разведения костров и постройки шалаша популярностью пользуется подножный корм (какая травинка съедобна, а какая нет), охота и рыбалка, простые ремесла, посуда своими руками. Можно научиться плести фенечки или делать что-нибудь из кожи. Но никакой строгой программы, привязанной ко времени. Чего-чего, а жизни по расписанию у этих детей явно хватает. "Друзья, вы сами определите, чем будете заниматься сегодня, - привычно объявляет дежурный инструктор. - Если вы хотите чему-то научиться, организуйтесь и подойдите к любому инструктору, чтобы договориться о мастер-классе".

    Я, например, был мастером по рыбалке: в один из вечеров мы с пятью участниками выбирали молодые березки, которые отлично сойдут за удилище, привязывали к ним леску, огружали поплавки, вязали поводки. Вечером же закидывали удочки в попытке поймать рыбу.

    Первые дни - яркое солнце, тепло, сухо и весело. В таких лабораторных условиях костер разводится с одной спички, а шалаш ставится за несколько минут. На четвертый - экспериментальная вылазка в лес, чтобы закрепить навыки. В лагере - ясное небо и строгие увещевания инструкторов надеть лесную одежду, обработанную средством от клещей: штаны и рубашку с длинным рукавом в такую жару надевать совсем не хочется. Через полчаса в лесу - проливной дождь и полтора горящего костра на всех.

    Лучшей погоды не придумать: после выхода в лес подавляющее большинство детей не выходили из лагеря без дождевика. А следующие пару дней многие будущие Робинзоны действительно заразились желанием чему-то научиться.

    С 8.00 до 10.00 - подвиг

    Что станет подвигом на острове, каждый определяет для себя сам. Для кого-то цель - высадиться с другом и научить его за два дня тем навыкам, которые есть у него самого. Для другого - дать обет молчания и не проронить ни слова следующие два дня. Для третьего - не сдаться, выдержать двое суток и не соблазниться цветом белого флага.

    "Смотри, - объясняет инструктор Артем Горынычу - трем участникам, которые ходят всю программу вместе, а на остров составили длинный список провианта. - Прямо здесь и сейчас есть возможность установить правила игры и победить. И это невероятно круто -почувствовать себя победителем. Понять, что большая часть преград строится самим человеком. Чтобы в игре по чужим правилам не забыть это чувство".

    Первая высадка на остров случается за два дня до планируемой - Вася решает испытать себя временем: вместо двух суток намерен продержаться четыре. Уже к концу следующего дня на его острове появляется шикарное кресло - конструкция из трех палок и поперечины. Между - сплетенная сеткой веревка, в которой можно развалиться. Сверху натянут дождевик.

    Основная высадка занимает пять часов 10-го дня программы. Василиса хочет, чтобы ее выбросили из байдарки метрах в 20-30 от острова - до него она хочет доплыть уже сама. На жаргоне инструкторов это называется "мокрая" высадка. Вместе с Василисой промокнут и все ее вещи. Трое ребят - Тим, Гриша и Ярик - фантазируют, что потерпели крушение самолета. Они просят "слепую" высадку, развести друг от друга и раскидать по деревьям вещи.

    Следом начинаются инструкторские оплывы - каждые три часа из базы выходят две байдарки. Все точки поделены между экипажами. Оплыв выходит на каждой точке-острове, проверяет, все ли в порядке, разводится ли огонь, стоит ли шалаш. В среднем одна точка - от пяти до пятнадцати минут. Оплыв длится три-четыре часа.

    - Видим белый флаг. Предположительно на 16-й точке. Отправляемся туда, - рапортует в рацию вечерний 9-часовой оплыв.

    На острове под белым флагом сидит Женя. Она говорит, что у нее болит живот и что до этого съела черную ягодку "вот с этого куста". Еще у нее кружится голова и она собрала все вещи, чтобы отправиться в лагерь. "Ну что? Будем тогда прочищать желудок", - говорит Артем с нотками сочувствия в голосе. Через 15 минут разговора об "отравлении" забыто - верно, Женя не хочет таких процедур, но выясняется, что ей просто страшно. Ребята проводят с девочкой полчаса, убеждают, что бояться нечего, помогают построить шалаш, разводят костер. Женя остается на точке и жизнерадостно провожает оплыв.

    Итог островного периода программы - четыре белых флага и ни одного съема с острова. То есть каждого ребенка, сомневающегося в своих силах, удавалось укрепить в вере в себя. На 12-й день программы дети возвращаются в лагерь. Там для них Гриша - харизматичный инструктор с бородой и ирокезом - поет песню известной рок-группы:

    "Все острова давно открыты

    И даже те, где тесно и вдвоем,

    Но все то, что мы знаем,

    ничего не значит для нас:

    Мы новый найдем".

    В 16.00 - война с Англией

    Сложно сказать, вышел ли каждый победителем в своей "войне с Англией". Но под конец программы нашлась точная формулировка. В фильме "Общество мертвых поэтов" герой Робина Уильямса учит детей быть творческими личностями, предлагая, например, встать на стул или стол, чтобы взглянуть на привычные вещи под другим углом. "Робинзонада" подставляет такие же стулья и столы, а с них ребятишки могут посмотреть на себя и часто разглядеть те возможности, о которых раньше даже не подозревали.

    В последний день, когда стемнело, все устроились у костра. Полина, замруководителя программы, рассказала, что сейчас в руке каждого появится свечка. С ней он может подойти к любому и сказать "спасибо". После этого обменяться с ним свечками и пойти к следующему. Во всех этих "спасибках" было, конечно, общее: благодарность за то, что был на программе, за то, что я, в общем, хороший инструктор. А одно запомнилось очень хорошо.

    Накануне была Большая игра - поиск сокровищ, растянутый на шесть часов. Я был с участниками на воде, чтобы на точках искать части общей карты. На первой из байдарок вылезли все - поиски шли активно и завершились быстро. На последней точке ажиотаж спал. Я выцепил глазами Серегу - парня лет 14 с голосом Тома Уэйтса. На мой призыв отправиться помочь своей команде он честно сказал, что интереса к этому не испытывает. Я попробовал намекнуть, что даже если интереса нет, то его участие позволит быстрее найти карту, быстрее сойти с байдарок на берег, быстрее дойти до той части игры, которая интересна. Проверить реакцию Сереги не удалось - карту нашлась раньше.

    Зато Серега подошел говорить "спасибо": "Знаешь, мне было очень важно услышать, что от меня зависит, как скоро я окажусь на берегу. Я об этом не думал. Спасибо". В ответ я поблагодарил Серегу за то, что он услышал эти слова. И подумал, что вот его-то Англия точно сдалась.

    Кстати

    "Робинзонада. Твой остров" - это детская программа компании "Коллекция приключений". "Робинзонада" - стационарная программа, лагерь разбит еще весной и будет снят лишь в конце сентября. Палатки стоят на специальных поддонах, тенты натянуты по сколоченным каркасам. Обустроены места для костровищ и приготовления пищи. На берегу пристань, рядом с ней байдарочный флот. Чуть поодаль стоит баня: печка, камни - все как положено. Программа длится ровно 15 дней.

    Как вам это

    Что позволено отцу при воспитании сына

    Пятилетний сын главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова прыгнул с парашютом . А Сергей Шевчик из Сургута построил самолет и полетел на нем в Крым вместе с сыном, восьмилетним Никитой. Прекрасные примеры воспитания в мальчиках мужества и воли, так необходимых мужчине, или - неоправданный отцовский риск?

    - Родители не желают своим детям зла, - говорит Карен Шахназаров, кинорежиссер, отец троих детей. - Юнус-Бек, я его знаю, человек мужественный и смелый. Думаю, прыжок с парашютом - результат его воспитания. И это хорошо, что парень такой растет - можно только поздравить его. Да и у меня была пара моментов в воспитании сыновей, которые, скажем так, можно считать рискованными. Не могу сказать, что действовал тогда сознательно, скорее, так получалось. И мне кажется, эти истории давали свои положительные результаты.

    К риску можно относиться по-разному, считает путешественник и писатель Дмитрий Шпаро. "Но намного ли его меньше, когда ребенок сидит на заднем сиденье отцовского автомобиля? Я с очень большим уважением отношусь к Евкурову и думаю, что этот риск он оценивает сам. Он хочет воспитать мужественного человека. Я бы пожал ему руку за это, ему и его сыну.

    Психолог, автор психологических бестселлеров Ольга Маховская убеждена: современным мальчишкам не хватает такого "мужского", отцовского воспитания. "Особенно сложно мальчикам, - считает она. - Сегодня моделей социализации для мужчин мало, оттого и имеем великое число "мальчиков", которым 20, 30, 40 лет. Мама приносит им котлетки, стирает рубашки, разве что невесту не выбирает.

    А может, проблема "маменькиных сынков" как раз в том, что в свое время они не пролетели вместе с отцом, сидящим за штурвалом самолета, 3,5 тысячи километров или не шагнули с парашютом из открытого люка. "Пятилетний мальчишка, конечно, мало, что понимает, - продолжает Дмитрий Шпаро. - Но что-то по-настоящему мужское этот ребенок точно получил".

    Поделиться