14.09.2014 23:24
    Поделиться

    Пять уроков избирательной кампании-2014

    "РГ" определила пять особенностей избирательной кампании-2014
    Выборы 14 сентября 2014 года стали третьими после того, как страна вернулась к практике прямого голосования за глав регионов. Если в 2012 году избирательную кампанию можно считать "разминкой", то прошлогодние предвыборные баталии уже показали реальную борьбу за губернаторские кресла и депутатские мандаты. Кампания этого года имела свою специфику и она, наверняка, скажется на итогах голосования. "РГ" выделила пять особенностей, если угодно, пять уроков, которые не помешало бы знать избирателям и выучить участникам выборов.

    1. Хочешь попасть в губернаторы - иди в райсовет

    Некоторые претенденты на губернаторские кресла в эту избирательную кампанию так и смогли стать кандидатами, поскольку не преодолели так называемый муниципальный фильтр. И на прошлых выборах, и сейчас неудачники говорили, что барьер в виде сбора подписей муниципальных парламентариев нужно отменить - этот институт не что иное, как "код доступа" для угодных и неугодных претендентов на пост главы региона. "Нет, это критерий, который как раз позволяет оценить квалификацию будущих кандидатов", - отвечают сторонники сохранения фильтра. На самом деле, действительно странно, если человек, претендующий на управление регионом, не способен заручиться поддержкой 5-10% муниципальных депутатов (необходимое количество подписей устанавливается на региональном уровне).

    Минувшая избирательная кампания показала, что для претендентов, пользующихся минимальной поддержкой у себя в регионе, муниципальный фильтр - не проблема. Так, с этой задачей справились Владимир Петров (Горный Алтай) и Эрнст Березкин (Якутия), ставшие главными конкурентами врио глав регионов.

    Одна из особенностей этой избирательной кампании - пренебрежительное отношение партий к муниципалитетам, к выборам районного и поселкового уровня. Если КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" "покрывают" своими кандидатами не больше 20-30 процентов муниципалитетов, то где они будут искать поддержку для свой претендентов на губернаторский пост в следующем избирательном цикле? У непарламентских партий этот показатель еще ниже. Понять, почему складывается такая ситуация, не сложно. Муниципальные депутаты не являются частью системы государственной власти, они не получают зарплату за свою работу. Пойди, поищи еще тех, кто будет заниматься такой темой… Но другого выбора нет. Партиям придется искать таких людей. Устойчивость партийной системы должна обеспечиваться на всех уровнях - от федерального до муниципального. Чем быстрее это поймут российские партийные лидеры, тем прочней будут их позиции во власти.

    2. В биографии не должно быть белых пятен

    Нынешняя избирательная кампания оказалась рекордной по количеству снятых претендентов по простой причине - "забыли" указать в своей биографии судимость. 238 кандидатов в губернаторы, в региональные депутаты, и в главы крупнейших городов были когда-то судимы. Более того, среди кандидатов обнаружился один находящийся в федеральном, и один в международном розыске. На выборах уровнем ниже - ситуация еще круче. Так, только в Курганской области на выборах поселкового уровня скрыли судимости 116 кандидатов. В Челябинской области из 87 судимых кандидатов, выявленных в ходе полицейской проверки, 51 был все-таки допущен до участия в выборах, так как их судимости погашены и сняты.

    Мотивы претендентов, которые когда-то имели проблемы с законом понятны: любой человек не хочет вспоминать темные стороны своей биографии, тем более, делать их публичным достоянием. Однако в этом году вступил в действие закон, согласно которому кандидаты на выборные должности не имеют право скрывать свою судимость. Уточним еще раз: с избирательной гонки-2014 кандидаты снимались не за сам факт судимости, а за его сокрытие. Смысл этого нововведения простой: какой бы не была биография кандидата, в ней не должно оставаться ни белых пятен, а о черных - избиратель вправе знать. В конечном счете, судить о претенденте на пост или мандат нужно не только по формальной биографии, но и по его конкретным делам.

    3. Искать повестку дня придется в регионе

    Череда событий весны 2014 года, привела к новой политической ситуации - основные политические силы страны оказались консолидированы. Избирательная кампания проходила при рекордно высоком рейтинге Владимира Путина и максимальной солидарности всех политических сил. Во многом, президентская популярность положительно подействовала на позиции и на рейтинг действующих губернаторов. Практически по всем вопросам внутренней и внешней политики у вчерашних оппонентов оказалась консолидированная позиция. Во многих регионах, что кандидаты в губернаторы, что соискатели депутатских мандатов оказались не готовы к такой ситуации. Предвыборная риторика всех четырех парламентских партий - "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" - оказалась насколько похожей, что избиратель не уловил между ними никой разницы. Большинство кандидатов, оказавшись в такой ситуации, были не готовы сформировать свою повестку дня. Оказалось, что предложить избирателю темы дорог, труб, ЖКХ, благоустройства дворов и т.д. для претендентов на власть оказалось гораздо сложнее, чем говорить с телеэкранов о патриотизме, демократии и суверенитете. В результате возникло ложное ощущение отсутствия конкуренции сразу в нескольких регионах.

    Только в режиме постоянного диалога с избирателем (не ограниченным формальным сроком выборной кампании) кандидат может начать формировать адекватные ответы на его запросы. Пока это осознают не все претенденты на власть.

    4. Голосуем - досрочно

    Эти выборы примечательны еще и тем, что на них снова применялось досрочное голосование. Цель досрочного голосования - увеличить показатели явки избирателей, уменьшить их скопления на избирательном участке в день выборов. Однако эта процедура вызвала целый шквал критики. Досрочное голосование было запрещено в 2009 году после заявлений трех думских оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России") о массовых фальсификациях на региональных выборах. Но в этом году Конституционный суд вернул избирателям возможность голосовать досрочно. По данным ЦИКа, на 10 сентября на выборах досрочно проголосовали 653 011 человек - 1,24% от общего количества избирателей. Оппозиция уже сделала заявление о том, что на досрочное голосование в некоторых регионах (Татарстан, Самарская область, Санкт-Петербург и другие) носит массовый характер.

    Ситуацией с "досрочкой" еще накануне Единого дня голосования был озабочен федеральный центр. Тем более, что в некоторых регионах местные власти сделали все, чтобы сделать этот процесс минимально прозрачным и контролируемым. По информации "РГ", некоторым руководителям регионов приходилось даже "настоятельно советовать" не гнаться за большим процентом "досрочников". С другой стороны, эксперты называют условные показатели досрочного голосования. В регионах центральной России процент "досрочников" может составлять - 2-4%, для северных территорий он может составлять - 10-15%. Все, что больше этого - уже должно вызывать подозрения.

    В любом случае, одно из последствий нынешний избирательной кампании станет новая волна требований об отмене процедуры досрочного голосования.

    5. Открытость, конкурентность, легитимность

    Представители ЦИК и высокопоставленные чиновники федерального центра неоднократно высказывали свою позицию: выборы должны быть открытыми и конкурентными, эти два фактора обеспечат им легитимность. И дело здесь не в проценте голосов у кандидата-победителя. Как ни парадоксально, но высокий процент как раз может поставить под сомнение легитимность. И наоборот: победа над конкурентом с перевесом в десяток голосов не вызывает никаких сомнений у избирателей, наблюдателей, других претендентов.

    Высокопоставленный источник "РГ" привел аналогию со спортом: когда на пьедестале стоит тройка победителей, то те, кто получил второе и третье место, признают первенство того, кто получил первое. Так и с выборами: идеальные - это те, итоги которых признаются всеми сторонами. Ради соблюдения принципа конкуренции "Единой России", к примеру, на этих выборах приходилось использовать "административный ресурс" наоборот: помогать отдельным претендентам проходить муниципальный фильтр (Олег Шеин в Астраханской области), совершенно сознательно отказываться от выдвижения своего кандидата (Кировская и Орловская области).

    Сейчас уже известно, что в сентябре 2015 года будут избираться 14 губернаторов. Если политические партии и сами кандидаты не выучат уроки избирательной кампании-2014, то на выборах-2015 рискуют повторить те же ошибки.

    Поделиться