08.09.2014 23:40
    Поделиться

    РФ поднялась в рейтинге глобальной конкурентоспособности

    России удалось подняться сразу на 11 позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг., представленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В его основу легли результаты опроса 14 тысяч руководителей компаний в 144 странах.

    Занять 53-е место, по мнению экономистов ВЭФ, нашей стране помогли "определенные улучшения" на рынке товаров и услуг, развитие информационно-коммуникационных технологий и конкурентоспособность компаний. Преимуществами России названы уровень образования, а также инновационный потенциал.

    Общий балл каждая страна получает, исходя из "средней температуры" по субиндексам. Не очень хорошо в России, по мнению респондентов рейтинга, обстоят дела с институциональной средой. По показателю "защита прав собственности" из семи возможных мы получили 3,5 балла, столько же - по показателям "коррупция" и "эффективность государственных институтов". Чуть лучше ситуация с корпоративными институтами - за этику ведения бизнеса, стандарты аудита и эффективность советов директоров было выставлено по 4 балла. Еще лучше оценили состояние инфраструктуры в России - 4,8 балла, здравоохранение и начальное образование - 6 баллов, высшее образование - 5 баллов. Эффективность товарных рынков и конкуренция получили по 4,1 балла, эффективность рынка труда оценена в 4,4, развитость финансовых рынков - в 3,5.

    "53-е место из 144 - это очень неплохо, очень часто тренд даже важнее абсолютной величины, поэтому движение вперед - это здорово, - считает генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Такая позиция примерно соответствует нашему уровню экономического развития. Результат рейтинга еще не учитывает последних геополитических и экономических событий - вероятность некоторого "отката" с учетом ситуации на Украине существует. Однако многие параметры, на основе которых рейтинг строится (например, состояние инфраструктуры, образование и др.), не зависят от геополитических и макроэкономических факторов, они довольно инерционны. Кстати, как и параметры, с которыми у России все не очень хорошо, - коррупция, налоговое бремя и т.д.".

    По мнению аналитика инвестиционного холдинга "Финам" Антона Сороко, заметных изменений в последний год в России не произошло, так что, скорее всего, повышение места нашей страны является техническим. "Тем не менее, если взглянуть на те критерии, по которым Россия существенно ниже итогового рейтинга, то появляется понимание, над чем нашему правительству в ближайшее время придется активно работать", - отметил эксперт. В первую очередь это отсутствие развитого финансового рынка, отсутствие прозрачности госурегулирования и огромная доля рынка монополий, что затрудняет выход новых игроков в некоторые перспективные отрасли. "Да и с инновационной составляющей сейчас все обстоит не лучшим образом, а исправлять эту ситуацию государство опять-таки планирует за счет собственных расходов и участия госмонополий", - сказал Сороко.

    Инновации - интересный момент в рейтинге, считает генеральный директор Hays в России Алекс Штейнгардт. По его словам, у России высокий научный и инновационный потенциал, мы очень сильны в разработке уникальных продуктов, но не умеем их продавать. А в любых разработках нужен маркетинговый подход и понимание требований рынка. "Традиционно у России были низкие показатели по индексам человеческих ресурсов и рынка труда, а в этом году эксперты ВЭФ отмечают положительную динамику. Однако стоит вспомнить исследование Hays Global Skills Index, где Россия заняла последнее место по способности образовательной системы воспитывать кадры под нужды бизнеса, - сказал Штейнгардт. - Для улучшения ситуации эксперты исследования рекомендовали пересмотреть трудовое законодательство и обратить внимание на качество образования". По мнению Штейнгардта, очевидно, что современная образовательная система нуждается в реформах, чтобы быть способной производить кадры такого качества, которого требует рынок.

    Антон Сороко обратил внимание на то, что чем сложнее процесс формирования рейтинга и чем больше входных параметров (а при оценке социально-экономического развития российских регионов их действительно должно быть много), тем больше простора для субъективной интерпретации каких-либо данных. В том числе посредством различных рейтинговых оценок, особенно в ситуации, когда какой-либо параметр очень сложно оценить количественно (например, доверие к судебной системе). И тем выше вероятность ошибки, которая сведет на нет все ухищрения составителя. "Я достаточно скептически отношусь к таким рейтингам, тем не менее они обычно, за счет взгляда со стороны, могут объективно указать на ключевые проблемы в экономике страны", - отметил аналитик. Алекс Штейнгардт подчеркнул, что оценка конкурентоспособности стран экспертами ВЭФ - одно из наиболее авторитетных исследований в этой сфере, данные которого являются, по существу, инструментом бенчмаркинга, который может быть применим политиками, экономистами, крупными бизнесменами при анализе и сравнении ситуации в разных странах.

    "Повышение в рейтинге является позитивной новостью в том плане, что это, при прочих равных, будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности российской экономики, - считает аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин. - Рейтинг вполне релевантен, т.к. используемый подход позволяет сопоставлять показатели различных по структуре и размерам экономики. Тем не менее у России наблюдается неравномерный рост всех показателей. Улучшение почти не произошло в таких аспектах, как монополизация рынков, коррупция и независимость судебной системы. Без работы над ними на дальнейший рост не стоит рассчитывать".

    Сергей Пятенко отметил, что до конца года еще далеко, и многое еще может произойти, но все же, по его мнению, можно высказать острожный прогноз, что если ситуация на Украине стабилизируется, будет достигнуто перемирие, то на месте России в рейтинге это скажется позитивно. "Можно будет ждать продвижения вверх еще на несколько позиций - вряд ли на 11, но на две-три вполне возможно", - заключил он.

    Поделиться