09.09.2014 15:44
    Поделиться

    Сериал "Фарго": эксперимент братьев Коэн в телеформате

    71-й Венецианский фестиваль открыл новую страницу в индустрии кино: телесериалы окончательно уравняли в правах с форматом большого экрана. Критики тепло приняли премьеру шоу "Олив Киттридж". Главную роль в нем исполнила Фрэнсис Макдорманд, хорошо известная россиянам по фильмам братьев Коэн. За участие в одном из них - черной комедии "Фарго" - актриса получила "Оскар". Что касается сериала "Фарго", который замечательно обходится без именитой артистки, то его уже решено продлить на второй сезон. Это хороший повод напомнить, чем зрителям полюбился первый, за что он получил престижную премию "Эмми" и почему его еще не поздно посмотреть.

    4.5

    Сериализация культового "Фарго" с самого начала выглядела затеей и странной, и понятной. Не то чтобы братья Коэн устарели для полного метра. Скорее, от кино с его нынешними правилами устала их аудитория. Полупустые залы на недавнем "Льюине Дэвисе" и на "Железной хватке" несколько лет назад были особенно красноречивы на фоне молодежных блокбастеров, оккупирующих все места в хит-парадах с пугающим постоянством. Эксперименты с телевидением вообще уже стали панацеей для режиссеров, которые спецэффектам предпочитают внятную историю. Правда, свою первую ласточку великие американские киноделы запустили в небо, будучи продюсерами и авторами идеи. За историю тут отвечают другие люди. Прежде всего - сделавший себе имя "Костями" Ной Хаули.

    Тем не менее, перекличек с кинофильмом в сериале больше, чем может показаться. Начинается все с визуальных цитат - дороги в свете фар, мертвеца в снегу и беседы с полицейским через автомобильное окно. Продолжается цитатами сюжетными. Другое дело, что повествование самих Коэнов было абсолютно обыденным - особенно для кинематографа тех лет, который уже начинал соревноваться сам с собой в попытках удивить и притянуть что-нибудь за уши. Большие деньги, похищение, дурацкая осечка и череда кровавых убийств... Сейчас мы тем более понимаем, насколько это по-житейски просто и насколько редко о подобном пишут в газетах скучающие редакторы. Понимает это и Хаули, а потому играет на совершенно другом поле, лишь перетащив на него старые декорации. Сценарист этого "Фарго" достает из ящика стола Ветхий Завет, томик стихов битника Идена Ахбеза, вырезки из античных легенд и учебник по зоологии, а всему происходящему придает легкий фантасмагорический флер. Условия диктует и сам телеформат. Тут есть чуть-чуть семейной драмы, психологического триллера и удачные клиффхэнгеры. Без шуток, череда событий порой столь увлекает, что добавки хочется немедленно.

    Больше всего от коэновского почерка оказалось в персонажах. "Маленький человек" Найгард явно рифмуется с точно таким же конторщиком Джерри Лундегаардом, а придурковатые мистер Рэнч и мистер Намберз передают привет персонажам Стива Бушеми и Петера Стормаре. Есть тут и женщина-коп (правда, не беременная), и типичный для братьев карикатурный делец - одутловатый царек этого маленького мира. Что касается Лорна Малво в исполнении Билли Боба Торнтона, то он поначалу смотрится просто странным тощим парнем с тягой к разного рода пакостям. Но уже к концу пилота эволюционирует до инфернального манипулятора - то ли санитара леса, то ли ангела смерти. Почти все здешние перипетии можно назвать смешными до определенного момента, когда появляется Малво и делает их пугающими, с потусторонней жутинкой.

    Фокус в том, что "Фарго" 96-го был отменной культурологической головоломкой, вытяжкой американского стиля. Тогда Коэны, вроде бы, играли по всем правилам остросюжетного кино - с трупом в лесопилке, странным юмором, эпиграфом о "реальных событиях" и тревожной музыкой Картера Беруэлла. Но и не скрывали: на самом деле их куда больше интересуют заснеженные поля Северной Дакоты, скульптуры Джека Баниана, придорожные мотели и вообще мифология штатовской глубинки. Авторы "Фарго" наших дней снимают остросюжетное кино совершенно серьезно, причем по рецепту Хичкока, известного любителя выводить через саспенс к морали (в фильмовом оригинале очерченной совсем схематично). Мол, даже захолустные пуритане, стоит им чуть-чуть поручкаться с дьяволом, способны устроить на Земле камерный ад. И прольется кровь. Нужно ли об этом напоминать? Безусловно, нужно - особенно если умеешь делать это без кислой мины. Ной Хаули, конечно же, умеет. Где-то ему не хватает коэновского остроумия. Но достаточно и своего собственного, чтобы сочинять веселые и страшные истории о преступлениях и наказаниях.

    Поделиться