Второй Международный форум речного туризма (TIFIT) открылся в пятницу, 5 сентября, на берегу Иваньковского водохранилища Волги (Конаковский район Тверской области).
Около трехсот руководителей национальных компаний, работающих в сфере круизного и яхтенного туризма, профессиональных объединений, инвесторов, а также делегаты органов государственной власти обсуждают пути развития отрасли, намечают точки роста и пути решения различных проблем.
По мнению выступавших, завлечь потенциальных туристов на российские водные артерии, теплоходы и яхты - одна из ключевых задач отрасли. Сегодня отрасль растет на 3 - 5 процентов в год. Задача-максимум - добиться 15-процентного роста.
- В части речного (и шире - водного) туризма между Россией и миром больше общего, чем различий, - сообщил глава круизной компании "Инфофлот" Александр Соснин. - Отличие, по сути, одно: возраст судов. Средний стаж работы российского круизного судна сегодня составляет 30 лет. К тому же их зарубежные аналоги более вместительны.
Другим "стоп-фактором" на пути у водного туриста являются условия кредитования инвестора. Длительные кредиты все еще редки, а процентные ставки высоки. Для сравнения: в Европе компания-инвестор может взять кредит на 10 - 15 лет под 3 - 5 процентов годовых.
Развитие отрасли тормозит и цена круизной путевки. В России она самая низкая среди стран, практикующих этот вид туризма: всего 120 евро. Иными словами, уровень комфорта и сервиса на теплоходах и речных базах отдыха пока невысок.
Проведенный на форуме электронный опрос показал: половина делегатов видит основной проблемой водно-туристской отрасли неразвитость инфраструктуры. Пятая часть считает главной бедой неотработанность механизмов финансирования и риски, остальные полагают, что "рывок" возможен после обновления флота.
- Наша задача - сделать туризм в России модным, и нам придется постараться, - прокомментировал "Российской газете" ситуацию замруководителя Ростуризма Николай Королев. - Одним из вариантов решения этой задачи стал проект "Большая Волга", суть которого - в инфраструктурном обустройстве берегов реки на всем ее протяжении от Тверской области до Астраханской. И Верхневолжье, принявшее у себя речной форум, сейчас занимается этим.
Впереди у делегатов - дискуссии в секциях, презентации успешных проектов и семинары от специалистов в области водного туризма. А в субботу 6 сентября для участников TIFIT пройдет яхтенная регата.