04.09.2014 20:10
    Поделиться

    Николай Долгополов: Донатас Банионис - актер, которому было по силам все

    Наверное, один из лучших наших актеров. Говорю именно наших, потому что для таких, как Донатас Банионис нет национальной или какой-нибудь иной принадлежности, задвигающей его в узкие рамки и привычные форматы. Он был выше и лучше этого. Небольшого роста, с акцентом говорящий по-русски, совсем не Тихонов и не Делон.

    Зато Актер, которому было по силам все. Литовец из страны "зеленых братьев" перерос свою маленькую аккуратную республику, вырвавшись на мировое творческое пространство. И главной его ролью, сугубо, на мой взгляд, стал советский разведчик - нелегал из "Мертвого сезона", снятого режиссером Саввой Кулишом.

    В этом фильме он играл совсем не знаменитого Абеля, как полагали многие, а другого советского нелегала Конона Молодого. Когда после свершившегося распада СССР я все-таки дозвонился до Паневежиса, то Банионис нечестно признался, что своего прототипа не знал, играл по наитию просто абстрактного чекиста, и "никто из людей КГБ" к нему не подходил и его не консультировал. Год 1994-й, в голосе народного артиста СССР, трудившегося в Литве, слышались тревожные нотки. Потом еще один телефонный звонок, помощь литовского журналиста, и "Ладейников" вспомнил, что были еще двое, которые ему "что-то советовали".

    Фамилии этих двоих Рудольф Абель-Фишер и Конон Молодый. Обоим консультантам картины по рассказам дочери Абеля и сына Молодого фильм пришелся по душе. Особенно первая серия, очень напоминавшая то, что они действительно делали в разных странах мира. А вот вторая часть с перестрелками и погонями вызывала смех. Абель повторял: "Там, где начинается стрельба, завершается нелегальная разведка".

    Конон Молодый был более снисходителен. Полковнику очень нравился "его" главный герой: по Банионису и по разведке незаметный, умный, коммуникабельный. Может, и пришло время рассказать правду, о том, как Банионис удержался на главной роли.

    Как-то полковника Молодого вызывали на худсовет. В студии в присутствии нескольких десятков вершителей киношных судеб прокрутили основные эпизоды фильма. А потом началось главное. Прозвучало тщательно подготовленное предложение: Ладейников - Банионис совсем не похож на героического советского разведчика, уж тем более нелегала. Это может дискредитировать саму идею, образ. Тут же была предложена и другая кандидатура - мужественный, благообразный россиянин, в которого тогда влюблялись все девчонки Советского Союза. Еще миг и...

    ... И тут слово взял сэр Гордон Лонсдейл, он же Конон Молодый. А за словом товарищ полковник в карман никогда не лез. Он сразу обратился к предлагавшего заменить Баниониса на героического типажа с простым вопросом:

    - А  вы, что, видели настоящего советского разведчика? Общались с нелегалами?

    Молчание только раззадорило Молодого:

    - А я - видел. Да я и сам - нелегал. Да на вашего Х на второй же день обратили б внимание. Очень приметный. А в разведке служат такие, как этот ваш литовский парень.

    Художественный совет затрепетал. Зашептался. Образумился. Предрешенное снятие актера Баниониса с фильма не состоялось. А Молодый и Абель с актером общались, подсказывали, что-то корректировали. Есть и свидетельства очевидцев совсем не из мира кино, и фото, где Донатас снят вместе с двумя великими полковниками. По-моему, подъем Баниониса и начался после "Мертвого сезона".

    Хотя он всегда был прекрасен. Мы, тогдашние студенты, ездили в Паневежис. Смотрели его в спектаклях местного театра. Он был хорош, хотя литовкский оставался непонятен. Но в фильмах, где его дублировали, смотрелся лучше, гораздо, гораздо лучше.

    Найдутся тысячи людей, настоящих киноведов, которые знали актера лично. А я столкнулся с ним лишь раз в жизни. Частенько летал по студенческому, на стипендию к друзьям Владу и Лине в Вильнюс. Год 1969-й, Ладейников уже произвел фурор. А я опоздал на самолет. Вместе со мной в очереди примостился такой же припозднившийся Банионис. О чем деликатно, тихо, просительно говорил народный любимец республики с аэрофлотовцами, я не понял. Но через минуты три появилась у выхода на поле дрожаще-дребезжащая колымага, на который тогда возили чемоданы. Банионису с его атташе кейсом было позволено на нее взобраться. Я попросил разрешение, чтоб пустили и меня. Банионис кивнул. И поехал вместе с ним к трапу со своим легким тряпичным чемоданчиком.

    До сих пор смотрю фильм "Мертвый сезон" по телевидению. И помню, как прокатился с Ладейниковым до самолета. Банионис - ушел, Ладейников - навсегда остался. Потому Банионис и народный артист СССР.  

    Поделиться