31.08.2014 23:00
    Поделиться

    Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минрегиона

    Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минрегиона
    Дата подписания: 28.08.2014Опубликован: 31.08.2014

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

     требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации;

     форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации.

     2. Министерству регионального развития Российской Федерации обеспечить в установленном порядке выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и разработку паспортов безопасности этих объектов (территорий) по форме, утвержденной настоящим постановлением.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д. Медведев

     
    Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2014.


    Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Настоящие требования определяют совокупность основных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) федеральной собственности, которые находятся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации или относятся к сфере деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации и предполагают их использование, за исключением объектов, которые подлежат обязательной охране полицией (далее - объект (территория).

    2. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) должна соответствовать характеру угроз, особенностям объектов (территорий), оперативной обстановке, обеспечивать надежность охраны, наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности объектов (территорий).


    II. Обследование и категорирование объекта (территории). Оформление паспорта безопасности объекта (территории)

    3. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объекта (территории) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится категорирование объекта (территории).

    4. Для проведения категорирования объекта (территории) решением должностного лица, осуществляющего руководство деятельностью объекта (территории) (далее - руководитель объекта), создается комиссия по обследованию объекта (территории) (далее - комиссия).

    Комиссию возглавляет руководитель объекта. Состав комиссии определяется решением руководителя объекта. По решению руководителя объекта в состав комиссии могут привлекаться работники организаций, имеющих право осуществлять экспертизу в области безопасности объектов, а также работники организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны (по согласованию с руководителями указанных организаций).

    По согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации в состав комиссии включаются представители ведомственной охраны Министерства регионального развития Российской Федерации.

    5. Исходными данными для проведения категорирования объекта (территории) являются:

    а) сведения об объекте (территории) и организации охраны объекта (территории);
    б) наличие на объекте (территории) участков, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями (далее - потенциально опасные участки объекта (территории), и их характеристика;
    в) наличие на объекте (территории) элементов, совершение террористического акта на которых может привести к прекращению нормального функционирования объекта (территории), повреждению инфраструктуры объекта (территории) или аварии на объекте (территории) (далее - критические элементы объекта (территории), и их характеристика;
    г) возможные условия возникновения чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями и ее масштабы;
    д) категория опасности, ранее присвоенная объекту (территории);
    е) ситуационные планы и схемы объекта (территории) и коммуникаций объекта (территории), планы и экспликации отдельных зданий, строений, сооружений.

    6. Анализ информации об объекте (территории) проводится комиссией на основании изучения исходных данных об объекте (территории), указанных в пункте 10 настоящих требований, заключений специалистов и обследования объекта (территории).

    7. Критические элементы объекта (территории) выявляются из числа потенциально опасных участков объекта (территории). Выявление и оценка критических элементов объекта (территории) включают в себя:

    а) определение перечней потенциально опасных участков объекта (территории) и критических элементов объекта (территории);
    б) определение угрозы совершения террористического акта и вероятных способов его осуществления по отношению к критическим элементам объекта (территории);
    в) определение возможных моделей действий нарушителей в отношении критических элементов объекта (территории);
    г) оценку уязвимости критических элементов объекта (территории) от совершения террористического акта.

    8. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

    а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
    б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
    в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
    г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

    9. Комиссия проводит анализ всех выявленных критических элементов объекта (территории) и выделяет те из них, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

    10. Категорирование объекта (территории) осуществляется путем отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на объекте (территории) террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей значимость объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта на объекте (территории).

    11. Степень угрозы совершения на объекте (территории) террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах.

    12. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью при совершении террористического акта, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.

    13. Решение комиссии о результатах обследования объекта (территории) оформляется актом обследования объекта (территории). Указанный акт составляется в 4 экземплярах, подписывается членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности).

    14. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, определяющим состояние антитеррористической защищенности объекта (территории).

    15. К оформлению паспорта безопасности привлекаются должностные лица, перечень которых определяется решением руководителя объекта.

    Паспорт безопасности оформляется в 4 экземплярах, подписывается руководителем объекта, согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - уполномоченные государственные органы) и утверждается Министром регионального развития Российской Федерации или должностным лицом, им уполномоченным.

    16. Один экземпляр паспорта безопасности после его утверждения хранится на объекте (территории), а остальные экземпляры паспорта безопасности в течение 10 календарных дней направляются в уполномоченные государственные органы и Министерство регионального развития Российской Федерации.

    17. Актуализация паспорта безопасности осуществляется руководителем объекта не реже одного раза в полугодие (по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года) путем внесения при необходимости изменений во все экземпляры паспорта безопасности с указанием причин и даты их внесения.

    18. При изменении основного предназначения, общей площади и периметра территории объекта (территории), количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а также инженерно-технического оборудования и технических средств охраны объекта (территории) актуализация паспорта безопасности осуществляется в течение одного месяца со дня возникновения указанных оснований.

    Вносимые в паспорт безопасности изменения согласовываются с уполномоченными государственными органами и Министерством регионального развития Российской Федерации.

    19. Согласование с уполномоченными государственными органами иных изменений в паспорт безопасности по основаниям, не перечисленным в пункте 18 настоящих требований, не требуется.

    20. О результатах актуализации паспорта безопасности руководитель объекта в течение 5 рабочих дней после ее завершения уведомляет об этом в письменной форме уполномоченные государственные органы и Министерство регионального развития Российской Федерации с приложением соответствующих изменений, внесенных в паспорт безопасности.

    21. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

    а) низкая опасность - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых могут погибнуть или получить вред здоровью не более 10 человек либо возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит не более 100 тыс. рублей;
    б) средняя опасность - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых могут погибнуть или получить вред здоровью не более 50 человек либо возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит не более 5 млн. рублей;
    в) высокая опасность - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых могут погибнуть или получить вред здоровью свыше 50 человек либо возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит свыше 5 млн. рублей.

    22. Охрана объектов (территорий) категории высокой и средней опасности организуется ведомственной охраной Министерства регионального развития Российской Федерации.


    III. Меры, применяемые для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)


    23. Обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается проведением организационных, режимных и инженерно-технических мер, направленных:

    а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
    б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
    в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
    г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории).

    24. Для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории выполняется следующий комплекс мер:

    а) разработка организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и их организация;
    б) определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность критических элементов объектов (территорий);
    в) проведение учений и (или) тренировок с работниками по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объектах (территориях) с периодичностью:

    на объектах (территориях) категории высокой опасности - не реже одного раза в полугодие;
    на объектах (территориях) категории средней и низкой опасности - не реже одного раза в год;
    г) контроль за уровнем подготовленности подразделений ведомственной охраны Министерства регионального развития Российской Федерации к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта;
    д) периодический (не реже одного раза в сутки) обход и осмотр объектов (территорий), отдельных зданий, строений и сооружений в целях выявления угроз совершения террористического акта;
    е) информирование работников о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и об организационно-распорядительных документах по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
    ж) запрещение прохода посетителей на критические элементы объектов (территорий);
    з) исключение фактов бесконтрольного нахождения на объектах (территориях) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций;
    и) создание наибольшей плотности технических средств охраны на направлениях, ведущих к критическим элементам объектов (территорий) высокой категории опасности, и оснащение объектов (территорий) современными техническими средствами охраны.

    25. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) достигается:

    а) организацией охраны объекта (территории) и пропускного режима на объекте (территории);
    б) оснащением объекта (территории) техническими средствами охраны;
    в) инженерно-техническим оборудованием объекта (территории);
    г) проведением мероприятий по защите информации, касающейся антитеррористической защищенности объекта (территории).

    26. Выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается:

    а) организацией внутриобъектового режима на объекте (территории);
    б) проведением осмотров объекта (территории) на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов;
    в) выявлением фактов наружного наблюдения за объектом (территорией), фото- и видеосъемки объекта (территории), сбора информации об объекте (территории), организации охраны объекта (территории) и о пропускном режиме со стороны неизвестных лиц;
    г) проведением анализа информации о попытках нарушителей проникнуть на объект (территорию), пронести (провезти) на объект (территорию) запрещенные к вносу (ввозу) предметы и материалы.

    27. Пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) достигается:

    а) подготовленностью должностных лиц и работников к действиям при получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории);
    б) подготовленностью подразделения охраны к действиям по пресечению попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
    в) исключением фактов бесконтрольного нахождения на объекте (территории) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций;
    г) проведением осмотров транспортных средств, въезжающих на объект (территорию) и выезжающих с объекта (территории);
    д) проведением осмотров объекта (территории) на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов;
    е) принятием мер по исключению нахождения в непосредственной близости от объекта (территории) бесхозных и беспричинно оставленных транспортных средств;
    ж) исправностью и проведением технического обслуживания технических средств охраны;
    з) организацией использования и хранения на объекте (территории) опасных веществ и материалов, исключающей доступ к ним посторонних лиц.

    28. Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористического акта на объекте (территории) достигаются:

    а) разработкой и уточнением планов действий (инструкций) работников при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории);
    б) усилением охраны объекта (территории), прекращением допуска посетителей на объект (территорию);
    в) оповещением и эвакуацией работников и посетителей объекта (территории);
    г) проведением осмотров объекта (территории) на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов;
    д) подготовленностью должностных лиц, работников и подразделения охраны к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории);
    е) обеспечением готовности к работе аварийно-спасательных формирований на объекте (территории), в том числе нештатных;
    ж) обеспечением готовности к встрече и размещению прибывающих на объект (территорию) правоохранительных и антитеррористических органов, пожарных машин, машин аварийных коммунальных служб и скорой медицинской помощи.

    29. Реализация мер, указанных в пунктах 23-28 настоящих требований, организуется руководителем объекта и проводится во взаимодействии с уполномоченными государственными органами, Министерством регионального развития Российской Федерации, ведомственной охраной Министерства регионального развития Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, аварийно-спасательными службами и иными органами и организациями.

    30. При получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий), осуществляются мероприятия соответствующего режима усиления противодействия терроризму.

    31. Содержание режимов усиления противодействия терроризму предусматривает выполнение комплекса мер, указанных в настоящих требованиях, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и отдельных местностях (объектах) Российской Федерации в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".


    IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории)


    32. Руководитель объекта обязан представлять информацию об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) в уполномоченные государственные органы.

    33. Информирование руководителем объекта уполномоченных государственных органов об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) осуществляется в отношении угроз, включенных в перечень потенциальных угроз совершения террористического акта на объекте (территории), согласно приложению N 1.

    34. Информирование руководителем объекта уполномоченных государственных органов об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) осуществляется незамедлительно:

    а) в случае обнаружения работниками объекта угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте (территории);
    б) в случае получения работниками объекта (территории) информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории), в том числе анонимного характера.

    35. Информация об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) направляется в уполномоченные государственные органы руководителем объекта посредством имеющихся в его распоряжении средств связи:

    а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 34 настоящих требований, - по форме согласно приложению N 2;
    б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 34 настоящих требований, - по форме согласно приложению N 3.

    36. В случае отсутствия на момент представления руководителем объекта в уполномоченные государственные органы информации об угрозе совершения и о совершении террористического акта некоторых сведений, предусмотренных приложениями N 2 и (или) 3 к настоящим требованиям, сведения представляются в имеющемся объеме с последующим представлением дополнительной информации.

    37. При представлении информации об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) с помощью средств телефонной связи или радиосвязи руководитель объекта называет свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, а также наименование объекта (территории) и фиксирует факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в его распоряжении средствами аудио- и (или) видеозаписи.

    38. При представлении информации об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) с помощью средств электронной или факсимильной связи руководитель объекта фиксирует факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в его распоряжении программными и техническими средствами.

    39. При заполнении форм, предусмотренных приложениями N 2 и 3 к настоящим требованиям, на бумажном носителе запись производится разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета на русском языке (помарки, подчистки и исправления не допускаются).

    40. Срок хранения носителей информации об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории), а также форм, предусмотренных приложениями N 2 и 3 к настоящим требованиям, составляет не менее одного месяца.


    V. Порядок контроля за выполнением требований


    41. Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации путем проведения плановых, внеплановых и контрольных проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

    42. Основанием для включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок Министерством регионального развития Российской Федерации является:

    а) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки на объекте (территории) категории высокой опасности;
    б) истечение 2 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки на объекте (территории) категории средней опасности;
    в) истечение 3 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки на объекте (территории) категории низкой опасности.

    43. Продолжительность проведения плановой проверки не может превышать 10 дней.

    44. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Министерство регионального развития Российской Федерации обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации об угрозах причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.

    45. Перечень должностных лиц, привлекаемых к проведению проверок, указанных в пункте 44 настоящих требований, определяется Министром регионального развития Российской Федерации.

    46. К проверкам, указанным в пункте 44 настоящих требований, привлекаются должностные лица ведомственной охраны Министерства регионального развития Российской Федерации.

    47. Продолжительность проведения внеплановой проверки не может превышать 5 дней.

    48. Руководитель объекта в течение 15 календарных дней со дня окончания плановых сроков устранения недостатков, указанных в акте проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), информирует Министерство регионального развития Российской Федерации об устранении недостатков в антитеррористической защищенности объекта (территории).

    49. Контрольная проверка проводится по решению Министерства регионального развития Российской Федерации в целях осуществления контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе плановой проверки.

    50. Продолжительность проведения контрольной проверки не может превышать 2 рабочих дней.


    Приложение N 1
    к требованиям к антитеррористической
    защищенности объектов (территорий)
    Министерства регионального развития
    Российской Федерации


    Перечень потенциальных угроз совершения террористического акта на объекте (территории) Министерства регионального развития Российской Федерации


    1. Угроза захвата - возможность захвата объекта (территории) Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - объект), установления над объектом контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

    2. Угроза взрыва - возможность разрушения объекта или нанесения объекту, здоровью работников объекта и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

    3. Угроза размещения или попытки размещения на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объект, нанести повреждения объекту.

    4. Угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения объекта опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью работников объекта и других лиц.

    5. Угроза блокирования - возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование объекта, угрожающего жизни или здоровью работников объекта и других лиц.

    6. Угроза хищения - возможность совершения хищения элементов объекта, которое может привести к нарушению технологического процесса, влекущему аварию на объекте с угрозой жизни и здоровью работников объекта и других лиц, а также возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

    7. Угроза технического воздействия - несанкционированные действия техническими способами (включая дистанционное) в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов объекта в целях вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации, использование которой может облегчить организацию несанкционированных действий в отношении объекта.

     

    Приложение N 3
    к требованиям к антитеррористической
    защищенности объектов (территорий)
    Министерства регионального развития
    Российской Федерации


    Форма представления информации при получении сведений анонимного характера об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) Министерства регионального развития Российской Федерации

    1. Дата и время представления информации об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объекте (территории) Министерства регионального развития Российской Федерации (далее соответственно - объект, информация об угрозе).

    2. Должность, фамилия, имя, отчество работника объекта, получившего информацию об угрозе.

    3. Номер телефона (адрес электронной почты), принадлежность, местонахождение средства связи, в адрес которого поступила информация об угрозе.

    4. Содержание угрозы.

    5. Наличие фонограммы или текста.

    6. При получении речевой информации:

    голос передавшего информацию (половая принадлежность, примерный возраст);
    характер (тембр) и особенности голоса;
    особенности речи (включая акцент и манеру изложения);
    наличие и характер посторонних шумов.

    7. Должность, фамилия, имя отчество руководителя объекта, передавшего информацию об угрозе, номер телефона, факса, адрес электронной почты.

    8. Должность, фамилия, имя, отчество должностного лица уполномоченного государственного органа, принявшего информацию об угрозе, номер телефона, факса, адрес электронной почты.

    9. Подпись руководителя объекта, передавшего информацию об угрозе.

    Поделиться