28.08.2014 23:10
    Поделиться

    Поврежденное топливо с венгерской АЭС "Пакш" доставлено в РФ

    Поврежденное топливо с АЭС "Пакш" в Венгрии благополучно доставлено через Украину на комбинат "Маяк" в России и будет безопасно переработано
    Нештатная ситуация, возникшая на единственной в Венгрии АЭС "Пакш" в апреле 2003 года из-за повреждения облученных тепловыделяющих сборок во время их очистки, полностью преодолена, а все связанные с этим неприятности остались в прошлом. На пресс-конференции для венгерских журналистов генеральный директор станции Иштван Хамваш официально объявил, что вся партия из 30 дефектных ТВС по 125 килограммов каждая отправлена на российский комбинат "Маяк", который располагает всем необходимым для безопасного обращения с ОЯТ и его промышленной переработки.

    Некоторое время спустя уже в российской корпорации "Росатом" подтвердили, что упомянутое топливо с АЭС "Пакш" благополучно прибыло по назначению и принято для переработки. С учетом специфики таких перевозок и особых требований к их безопасности, ни о маршруте, ни о сроках транспортировки заранее не сообщатся. И только когда операция завершилась, мы узнали: перевозка осуществлена железнодорожным транспортом, в том числе по территории Украины, не затронутой военными действиями.

    - Транспортировка была согласована с Евроатомом и осуществлялось по правилам МАГАТЭ, - передает венгерское информагентство MTI слова генерального директора станции Иштвана Хамваша. - Россия обеспечивала экспертное заключение, а Украина разрешила транзит специального груза через свою территорию.

    Отправка с площадки АЭС "Пакш" поврежденного ядерного топлива подвела итоги многолетней совместной работы венгерских и российских специалистов по ликвидации последствий опасного инцидента, который произошел на станции 10 апреля 2003 года. Той ночью в технологическом колодце второго энергоблока АЭС разрушились и создали критическую ситуацию тридцать кассет с облученным ядерным топливом. Перед этим они были извлечены из реактора и помещены в так называемый бак очистки.

    Свою технологию и оборудование для этой процедуры по просьбе венгерской стороны разработала немецко-французская фирма Framatome ANP (сейчас - консорциум Areva NP). Скрытые недостатки самой технологии и отступления, допущенные персоналом станции, привели к тому, что внутри бака образовалось хаотичное и уже тем самым опасное скопление делящихся материалов. И хотя эксперты отрицали возможность самопроизвольной цепной реакции, оставлять такую мину внутри действующего энергоблока не позволяли ни здравый расчет, ни требования к эксплуатации АЭС.

    После тщательной оценки случившемуся на АЭС "Пакш" присвоили третий уровень опасности по международной шкале INES (серьезный инцидент). Год и четыре месяца - до августа 2004-го - второй энергоблок бездействовал. Вновь запустить его удалось лишь после того, как специалисты российской компании "ТВЭЛ" ювелирным образом, с помощью дистанционных манипуляторов и специально разработанной оснастки, извлекли все поврежденные ТВС и поместили их в герметичную оболочку.

    Этому предшествовал объявленный правительством Венгрии международный конкурс на восстановительные работы. На него поступило два предложения - от российского "ТВЭЛа" и французского Framatome ANP.

    Казалось бы, следовало довериться французам, которые признавали часть вины за собой и согласились на страховые выплаты за оборудование и технологию очистки как ответственная сторона. Но тендерная комиссия сделала выбор в пользу России.

    К выполнению работ по контракту были привлечены десятки российских компаний, имеющих опыт обращения с ядерным топливом, проектированием и изготовлением нестандартного оборудования. На подготовительный период ушло почти три года. За это время было разработано, изготовлено и доставлено в Пакш оборудование общим весом 26 тонн, а также комплект инструментов и вспомогательного оборудования из 250 наименований.

    Успешная реализация этого проекта позволила венгерской стороне в кратчайшие сроки возобновить коммерческую эксплуатацию второго энергоблока ВВЭР-440, а российской стороне - получить уникальные компетенции в сфере радиационной безопасности. Кроме того, совместная ликвидация последствий этого инцидента укрепила российско-венгерское сотрудничество в атомной сфере, ряд сотрудников атомной отрасли России были награждены государственными наградами Венгрии.

    Тогда же "Росатом" выразил готовность принять на переработку дефектное топливо с АЭС "Пакш". В строгом соответствии с буквой и духом тех договоренностей проблемная партия топлива и была переправлена в августе нынешнего года из Венгрии на российский комбинат "Маяк".

    Отвечая на вопрос агентства МТI о затратах на проект, нынешний директор АЭС "Пакш" Иштван Хамваш цифр не назвал, но отметил, что возмещение убытков французским подрядчиком и страховка АЭС "Пакш" покрыли расходы.

    В департаменте коммуникаций ГК "Росатом" сообщили, что часть денежных средств (около 2,2 миллионов долларов), которые планируется получить по этой внешнеторговой сделке, будет направлена на финансирование мероприятий социального и экологического характера в регионе расположения комбината "Маяк" (Челябинская и соседние с нею области Южного Урала).

    Поделиться