26.08.2014 09:52
    Поделиться

    Повышение квалификации смоленских чиновников оказалось профанацией

    На Смоленщине повышение квалификации чиновников оказалось профанацией
    В Смоленской области в ходе внедрения регионального инвестиционного стандарта выяснилось, что повышение квалификации чиновников происходит только на бумаге.

    Объем госзаказа на дополнительное профобразование государственных гражданских служащих в Смоленской области в последние годы практически не меняется. В 2012 году на выделенные из региональной казны 1,6 миллиона рублей квалификацию повысили 228 чиновников, еще двое прошли переподготовку; в 2013-м было соответственно 248 и один. В этом году переподготовка не проводится, повысить свою квалификацию должны 238 чиновников, а объем финансирования программы составляет 1,59 миллиона. На учебу своих сотрудников направят облдума, избирком, аппарат уполномоченного по правам человека и другие структуры. Особенно эта процедура востребована в областных департаментах здравоохранения (16 человек) и экономразвития (14).

    Однако в действительности процесс организован так, что рассчитывать на повышение уровня профессиональных знаний чиновников не приходится. Это неприятное открытие было сделано на заседании экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ), которая занимается внедрением регионального инвестиционного стандарта. Одним из показателей этой работы является наличие в регионе системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников органов госвласти и организаций, занимающихся работе с инвесторами.

    - Привлечение инвестиций, своеобразная "продажа региона" идет преимущественно по двум каналам - это создание образа области и работа с конкретными предпринимателями, - поясняет руководитель экспертной группы АСИ Дмитрий Ягодкин. - На основе успешного опыта других регионов для решения этих задач мы предлагаем создать две организации - агентство регионального развития, возможно, в форме госпредприятия, и корпорацию развития, открытое акционерное общество. Первое будет заниматься брендом региона - получать из бюджета определенную сумму для участия в выставках, форумах, презентациях и отчитываться за достигнутые успехи перед губернатором. Вторая займется работой с инвесторами, предпринимателями. И здесь крайне важен профессионализм сотрудников, их компетентность в сфере сопровождения инвестпроектов, способность предоставить бизнесу набор услуг, за которые тот согласится заплатить. Это может быть подготовка проектно-сметной документации или проведение переговоров, связанных с подключением к инженерным коммуникациям. Этим можно зарабатывать деньги. И поэтому корпорация развития видится нам как коммерческая структура.

    В обоих случаях, как отмечает Дмитрий Ягодкин, кадровый вопрос играет чрезвычайно важную роль. Брендирование - такая сфера, добиться успеха в которой может только профессионал, обладающий соответствующим положительным опытом. Искать такого в Смоленской области бесполезно, продуктивнее нанять человека, известного успехами в других регионах. Что касается второй структуры, то здесь с кадрами проще. Нужно только объявить открытый конкурс с четко сформулированными требованиями к сотрудникам, и специалисты найдутся - пусть и не из числа чиновников.

    Правда, в обладминистрации есть те, кто уверен, что департамент экономического развития вполне справляется с работой и "городить огород" нет смысла. В ходе обсуждения вопроса о квалификации сотрудников департамента выяснилось, что у каждого из них есть должностной регламент с четким указанием обязанностей, а раз в три года они повышают свою квалификацию за счет средств областного бюджета. В последний раз, как оказалось, - в Смоленском государственном университете.

    Чиновники признаются, что занятия нередко прогуливают, поскольку ничего полезного для работы им не рассказывают

    Члены рабочей группы выразили сомнение в наличии у местного вуза преподавателей, способных влиять на уровень компетенции чиновников главного экономического ведомства региона. Но начальник департамента Виктор Кожевников пояснил: денег выделено немного, и ни одно другое учебное заведение за эту работу не взялось. Как оказалось, примерно так же обстоят дела с повышением квалификации чиновников не только экономического департамента, но других органов госвласти области.

    Иными словами, программа дополнительного профобразования есть, бюджетные полтора миллиона рублей ежегодно осваиваются, а приносит ли эта работа результат - большой вопрос. Что говорить, если сами чиновники, не смущаясь, признаются, что занятия нередко прогуливают. И объясняют это тем, что ничего полезного для работы им на курсах не рассказывают.

    - Работать с инвесторами должны люди, обладающие определенными специальными знаниями, - уверен вице-губернатор Игорь Скобелев. - Не думаю, что смоленские вузы в состоянии нам помочь. Это, как мне кажется, задача специализированных площадок. Возможно, делиться своим опытом и знаниями могли бы регионы-лидеры, где реализованы какие-то пилотные экономические проекты... К сожалению, действующая система повышения квалификации чиновников пока оставляет желать лучшего. Могу сказать о себе: я ездил на курсы, организованные для руководителей высшего звена в Санкт-Петербурге. Там читали психологию, еще что-то, и, если говорить прямо, я не получил того, на что рассчитывал. Когда мы в области организуем курсы повышения квалификации для муниципальных служащих и аукцион выигрывает, скажем, один из смоленских вузов, я настаиваю, чтобы финансовые вопросы со слушателями прорабатывали сотрудники профильного департамента администрации. Лектор вуза с этим не справится, тут нужен практик. Сейчас настолько динамичное законодательство, что - при всем уважении к доцентам и профессорам - заниматься повышением квалификации чиновников они не могут. Я был бы не против, если бы сотрудники департамента экономического развития поучились в Калуге. Да и АСИ могло бы выйти на федеральный уровень с предложением о разработке эффективного подхода к решению этой задачи.

    Согласится ли администрация Смоленской области с предложениями экспертной группы АСИ о формировании двух различных структур, работающих в сфере привлечения инвестиций, пока неизвестно. Выпускать из непосредственного подчинения сферу работы с инвесторами, отдавая ее на откуп коммерческой структуре, пусть и в форме государственно-частного партнерства, чиновники не спешат. Правда, и похвастать заметными успехами в этой сфере не могут. Возможно, как раз из-за того, что процесс повышения квалификации сотрудников профильного департамента превратился в профанацию.

    А как у соседей

    По словам руководителя экспертной группы АСИ Дмитрия Ягодкина, образцами подготовки "экономических чиновников" в Центральной России на данный момент являются Воронежская и Тульская области, где установлены четкие критерии оценки показателей эффективности госслужащих и сотрудников организаций, участвующих в инвестиционном процессе. В Воронеже разработана модель из 19 профессиональных компетенций, в число которых входят навыки в области планирования и стимулирования инвестиционного развития, сопровождения и мониторинга инвестпроектов и делового общения. В Туле действует региональная корпорация развития государственно-частного партнерства, а работа чиновников экономических ведомств официально оценивается по объему внебюджетных инвестиций в основной капитал.

    Поделиться