21.08.2014 10:19
    Поделиться

    Одно из первых кладбищ Петербурга нашли на стройплощадке

    В Северной столице, на Петроградской стороне обнаружили одно из первых городских кладбищ. Ученые предполагают, что найденные на Сытнинской улице захоронения датируются началом XVIII века и принадлежат первостроителям города. Пока власти настаивают, что никакого кладбища на этой территории нет и быть не может, исследователи находят все новые доказательства своей гипотезы.

    - В девяностые годы на этом месте была автостоянка, и я, когда ходил мимо, замечал какие-то большие камни. Тогда и подумать не мог, что это надгробные плиты, - рассказывает петербуржец Иван Прайс. - Рассмотрели их мы уже позже, на одной даже была высечена молитва "Отче наш".

    Сейчас эти несколько надгробий в кучах мусора, а сама территория огорожена высоким забором - здесь возводят очередной бизнес-центр. На массовые захоронения археологи Института истории материальной культуры РАН неожиданно наткнулись как раз в процессе необходимой экспертизы перед строительством подземной парковки. В результате исследователи извлекли из земли останки 289 человек.

    Для историков обнаруженное в Петроградском районе кладбище стало открытием: чего только не было на этом месте за время существования Санкт-Петербурга - православная часовня, ряды Сытного рынка, большой церковный комплекс лютеранской общины, лазарет для раненых, радиотехникум... А вот о кладбище до сей поры не упоминалось ни в одном архивном документе, не говорили об этом и ученые.

    Исследовать найденный антропологический материал взялись специалисты Кунсткамеры - именно в этот музей останки определили на хранение. Результаты экспертизы, которая продлится до октября, уже сейчас поражают: все детали сводятся к одному: археологи нашли, возможно, самое первое кладбище Санкт-Петербурга, где хоронили работных людей, присланных на строительство Северной столицы.

    - Все погребенные были мужчинами, средний возраст 36 лет. Хотя в целом разброс очень велик: есть как мальчишки, так и старики. Это объясняется тем, что крестьяне уклонялись от выполнения тяжелой повинности на строительстве и старались посылать вместо себя больных, стариков или же малолетних работников, - поясняет научный сотрудник Кунсткамеры Иван Широбоков. - Повреждений костей, которые свидетельствовали бы о боевых травмах, мы не выявили, а значит, это не военное захоронение, как предполагалось изначально.

    По словам ученого, также удалось установить, что все эти люди родом из исторически связанных регионов - русские из южных и северо-западных губерний, финно-угорское население Поволжья и Приуралья, карелы и ижоры. Версия о военнопленных шведах периода Северной войны не подтвердилась.

    Несмотря на то что изучение останков еще не окончено, получить полную картину захоронений ученым не удается - застройщик не пускает археологов на объект и не позволяет довести раскопки до конца, продолжая строительные работы. И это при том что, согласно Федеральному закону N 8, места погребения застраивать категорически запрещено, даже если останки перезахоронены, отмечают археологи. Единственное, что можно разместить на подобных территориях, - зеленые насаждения, и то лишь спустя 20 лет после переноса могил. Обращения к властям результатов не дают. Градозащитникам в комитете по управлению городским имуществом отвечают: "Никаких сведений об этом кладбище у нас нет, а значит, официально его не существует". Официальный запрос "РГ" сотрудники комитета также проигнорировали.

    - Видимо, трехсот могил недостаточно, чтобы доказать существование кладбища, а ведь это не все! Неизвестно, сколько еще людей покоятся на этом месте, - комментирует пастор Евангелическо-лютеранской церкви Дмитрий Зенченко. Вместе с другими активистами он пристально изучает архивные материалы и добивается остановки строительства. - Но не так давно в зарубежных архивах мы нашли еще одно доказательство - фрагмент плана Койета. Был такой шведский инженер, служил в отделе генплана Канцелярии городовых дел. На этой карте указаны планировочные решения столицы, и датируется она 1722 годом.

    Изображена на архивном плане и нынешняя Сытнинская улица, где совсем нетрудно заметить обозначение характерных погребальных столбиков рядом с часовней. А это значит, что в план Петербурга начала XVIII века обнаруженное захоронение все-таки было вписано. Но кому показать эти бумаги, исследователи не знают, так как на контакт не идут ни власти, ни застройщик.

    Пока судьба кладбища на Петроградской стороне не решена: застройщик уверяет, что изъятые останки навсегда переданы в Кунсткамеру, и о перезахоронении речи не идет. При этом в музее подчеркивают: материал принят лишь на временное хранение. Коллегия комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), в свою очередь, еще зимой рекомендовала довести археологические исследования до конца, а затем законсервировать и благоустроить территорию, но к экспертам пока никто не прислушался.

    Сейчас горожане пишут очередное обращение к градоначальнику Георгию Полтавченко, в котором просят проявить уважение к историческому пространству - завершить необходимые раскопки и разбить на этом месте сквер. Впрочем, уверенности в том, что ситуацию примут во внимание, у петербуржцев уже нет. Вопреки заключениям ученых, кладбище первостроителей, скорее всего, так и останется "случайно найденным захоронением".

    - Кроме неоспоримых фактов - костей, исторических карт и заключений научной экспертизы, нам предоставить нечего, - вздыхают археологи.

    Застройка кладбищ - тема для Петербурга совсем не новая. Так, в январе 2013 года начались строительные работы на территории Фарфоровского кладбища в Невском районе - здесь планировалось разместить торгово-развлекательный центр. Исторически захоронения на этом месте восходят к 1731 году и занимают около 10-15 гектаров земли. По словам градозащитников, на этой территории покоится множество людей, в том числе представители нескольких династий мастеров русского фарфора и погибшие в годы блокады ленинградцы. Борьбу за неприкосновенность захоронения активисты вели всю весну и лето - существование могил пытались доказать архивными материалами, картами. В итоге суд кладбище все-таки признал, а строительство назвал незаконным.

    Пытались строить и на территории Митрофаньевского кладбища. Этот некрополь появился в Петербурге в 1831 году, когда в городе свирепствовала эпидемия холеры. После кладбище на некоторое время было закрыто, а в годы войны вновь использовалось по назначению. Всего здесь похоронено около 400 тысяч петербуржцев, рассказывают градозащитники. Тем не менее рассматривалась возможность проведения через захоронение новой дороги. Благодаря активным протестам горожан этот проект все-таки отменили, а позже КГИОП признал Митрофаньевское кладбище объектом культурного наследия регионального значения.

    По мнению экспертов, в городе уже утрачено примерно 25 кладбищ. Часть из них застроена, на территории некоторых разбиты скверы и зеленые зоны.

    Как сообщил "РГ" заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев, отчет от Института истории материальной культуры РАН по поводу раскопок на Сытнинской улице поступил в комитет еще 15 апреля 2014 года. Однако содержавшиеся в нем сведения "не позволили установить наличие квалифицирующих признаков объекта культурного наследия". Но еще не все потеряно. Если необходимое обоснование все-таки будет предоставлено, КГИОП официально признает и возьмет на учет новый объект культурного наследия, заверяет Леонтьев. Тогда собственник земельного участка будет обязан немедленно приостановить все работы на этой территории.

    Впрочем, вне зависимости от статуса, сам факт обнаружения погребений должен означать остановку работ как минимум до выяснения всех деталей и перезахоронения останков.

    Поделиться