За тем, как Антон Буслов мужественно пытался победить лимфому Ходжкина (а заодно ряд других несправедливостей мира), в последние годы следили тысячи людей - читателей его блога в ЖЖ под ником mymaster и дневников в других соцсетях. Деньги на операцию в США ему собирали всем миром. Формально Антон потерпел поражение. Но по сути - фигурой страдательной его не сочтут, наверное, и злостные недоброжелатели.
Одним из финальных проектов Антона Буслова - а он успевал совершить кучу всего даже из хосписа - стала разработка рекомендаций по улучшению работы скорой медицинской помощи и больниц. Проект поправок к ФЗ он отправил вице-премьеру Ольге Голодец после того, как она сама ему позвонила. Ранее чиновница сделала заявление о том, что "практически вся высокотехнологичная помощь сегодня может быть оказана в России".
Это побудило блогера поделиться в открытом письме личным опытом: как тяжелобольной житель Москвы тратит два месяца на диагностическое исследование; как проходит сложное лечение дома, ибо физически не способен пройти по врачам в поликлинике ради направления на госпитализацию... Вице-премьер откликнулась, признала - как написал затем удивленный Антон - обилие проблем и то, что некоторые из них, самые абсурдные (вроде запрета на кипятильники в палатах), нужно решать незамедлительно.
К обоснованию своих представлений об общественном благе Антон подходил с педантизмом ученого и запалом записного спорщика. Открытия, ошибки, утопии - все по-настоящему. Многих раздражал, многих - "дилетант!" - не убеждал. Но довольно скоро его экспертное мнение приобрело вес на всероссийском уровне.
Его привлекали в качестве консультанта к разработке инфраструктурных проектов - как государственных, так и коммерческих. Буслов был советником мэра Самары по вопросам транспортной инфраструктуры, одним из авторов конкурсной документации на создание обновленной карты метрополитена Москвы. В прошлом году, наряду с приглашенными специалистами, участвовал в экспертизе проекта по реконструкции уличной сети в столице.
А с 2011-го параллельно занимался - цитата из блога - "разведением раков". Долгое выяснение диагноза, неудачная химиотерапия в России, вердикт: "Один-два года на дожитие". Тогда он предложил любимой девушке стать его вдовой… и ввязался в очередной квест, будучи готов перепробовать все мыслимые способы лечения онкозаболеваний. Конечно, выявив попутно слабые стороны этих способов и узкие места систем здравоохранения в разных странах. Антон будто чувствовал ответственность за тех, кто тоже болеет, но не имеет такой стойкости.
Маршруты, которые он прокладывал для себя, выглядели как призыв: "Смотрите, можно и так!" - и в предсмертных постах читалось, что работу эту продолжит жена Маша. Ей, кстати, завещано родить двоих детей. К будущему лету.
Он прошел в США экспериментальный курс лечения, перенес - после недельной комы - пересадку костного мозга от родной сестры-колясочницы. Все анализы показывали, что лимфома исчезла. Потом ее обнаружили в мозге. Случай редчайший.
Впрочем, Антон был человеком редким во всех отношениях. Парадокс, но в недавних его записях есть выверенный пассаж о безнадежности борьбы против чего-либо. Это стоит - хотя автор, может, был бы против - вырвать из контекста. На память:
- Сама такая борьба говорит о непрерывном нескончаемом процессе. Бороться, биться… нет. Надо просто любить жизнь, каждый день и каждого человека, кто рядом с вами. И только в общей показательной и очевидной любви многих тысяч людей к жизни как таковой можно остановить горячие головы засмотревшихся по сторонам. Здоровье и чудо не продаются на бирже - не стоит надеяться, что мешок денег их купит. А вот общие усилия людей, тысяч людей - способны творить чудеса. Чудеса взаимной помощи и плеча друга, опора на которые дает силы двигаться дальше.
Кстати
Антон Буслов был ведущим специалистом по общественному транспорту в Самаре. Занялся этим вопросом он, по собственному признанию, случайно: полюбил местную девушку и решил показать, что ее родина ему небезразлична. Еще до первого визита в Самару загорелся идеей сделать сайт городского метрополитена, потом переключился на другие виды транспорта. Созданный Бусловым в 2004 году информационный портал Samaratrans.info до сих считается лучшим в своей сфере. Брак с той самой девушкой распался, а связь с городом не прерывалась до последнего. Бывая в Самаре наездами, Антон участвовал в экспертизе важнейших транспортных проектов, в том числе связанных с подготовкой к ЧМ-2018. Не раз выступал в качестве эксперта на страницах "РГ", а в 2014 году получил премию губернатора Самарской области - за мужество.
Досье "РГ"
Антон Буслов родился в Воронеже в 1983 году, учился на физфаке ВГУ, затем в МИФИ. Участвовал в разработке системы управления космического аппарата для изучения Солнца "Коронас-Фотон", пару лет назад уволился (со слов Антона - в знак протеста против клерикализации высшей школы). Его призванием была общественная деятельность. В середине 2000-х, уже не живя в родном городе, Буслов создал комитет "Воронежцы за трамвай", который грамотно и всеми возможными способами отстаивал право жителей на экологичный электротранспорт даже после того, как рельсы с улиц были сняты.