20.08.2014 23:08
    Поделиться

    Госфильмофонд провел фестиваль русского кино в швейцарском Локарно

    ...Над головой в небе живописно парили старые чемоданы Питера Гринуэя: мастер художественных провокаций пожертвовал ими из личной коллекции специально для арт-галереи "Ривеллино" в Локарно - как наглядное пособие, что все искусство в мире, в том числе и искусство кинопутешествий, субъективно до непредсказуемости и способно перевернуть вас с ног на голову...

    Под ногами на булыжную мостовую и зернышку риса из фирменного угощения - ризотто - негде было упасть: просто удивительно было, как быстро здесь собиралась шумная кинотусовка на презентацию. Как будто речь шла не о специальной российской программе в разгар холодной информационной войны, а о чествовании, по меньшей мере, каннских лауреатов... В Асконе - пригороде Локарно - тем временем конкурентом красивейших озер и переменчивой швейцарской погоды выступала советская и российская киноклассика. В Швейцарии в Локарно и Асконе Госфильмофонд при содействии министерства культуры представлял программу "Сокровища кинонаследия России", включившую в себя от немых фильмов прошлого века до кинопремьер текущего года.

    На фоне яркого международного триумфа фильма "Дурак" Юрия Быкова (три награды молодого режиссера на кинофестивале в Локарно) успех программы Госфильмофонда выглядел камерным, но очевидным. Необычное креативное открытие - демонстрация "Броненосца "Потемкина" в кинозале, по антуражу похожем на каменную пещеру. Ради острых ощущений с легким головокружением киноманы и киноведы пропускали показы основной программы МКФ в Локарно. Громкое закрытие российской программы с участием Питера Гринуэя, собравшего артистический бомонд в галерее "Ривеллино" Арминио Шиолли. Между этими двумя событиями - более двадцати некоммерческих бесплатных показов на двух площадках в Локарно и Асконе в кинотеатре со знаковым названием "Отелло". Но там никто никого не хотел убивать - ни словом, ни взглядом, ни санкциями. Туда шли те, кто хотел бы знать о России и ее киноистории больше, чем можно вынести сегодня из политических новостей и расчетов простых людей, чем для них, в конце концов, обернется введение экономических санкций.

    Нельзя сказать, что киноистория оказывалась совсем уж вне политики - во-первых, программа составлялась специально к дате - двухсотлетию установления официальных дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, и в рамках взаимных обменных сезонов культуры. Во-вторых - чтобы "завоевать" такую информационную площадку на нейтральной территории и повернуть хотя бы на этом художественном пространстве общественное мнение вспять, требовалось приложить усилия. От изыскательских киноведческих (каждый показ предваряло увлекательное вступление киноведа Натальи Нусиновой) до организационных и просто человеческих - а здесь обаянию заместителя гендиректора Госфильмофонда по спецпроектам Ларисы Андреевой даже самым скептически настроенным гражданам Швейцарии сложно было противостоять.

    Подготовительная работа предшествовала масштабная - для каждого фильма Госфильмофондом были сделаны итальянские субтитры (в 8-миллионной стране, кстати, итальянский - это официальный язык вместе с немецким и французским), и те, кто знал как итальянский, так и русский, утверждали, что сделаны субтитры были очень хорошо. Рассчитывалась программа на все возрастные категории, и в этом прослеживался большой резон. Маленький швейцарец, переживая за нашего Ежика в тумане или за крокодила Гену с Чебурашкой, когда вырастет, вряд ли будет принимать на слепую веру утверждения о врожденной агрессивности русских.

    Для фестиваля из самой большой в мире коллекций Госфильмофонда (более 70 тысяч названий) прежде всего отобраны были картины совместного производства Россия (СССР) - Швейцария как дань уважения к месту, где мероприятие проводится. И в их числе "Тегеран-43" Алова и Наумова, "Бархатный сезон" Павловича. Вторыми шли фильмы совместного производства Россия (СССР)- Италия - такие, как "Жизнь прекрасна" Чухрая и "Очи черные" Михалкова. Далее - никого не оставившая равнодушными классика, снятая на Мосфильме, и шедевры отечественной мультипликации. Память места сменяли знаки времени: к юбилеям Шекспира и Лермонтова приурочивались показы "Гамлета" Козинцева и "Героя нашего времени" Ростоцкого. Столетию с начала Первой мировой войны посвящалась программа немых фильмов 1915 года, сохраненных и восстановленных в Госфильмофонде.

    Сорокалетие создания картины Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" не акцентировалось специальными торжествами в России, но не осталось незамеченным в Швейцарии. Можно сказать, имя Никиты Сергеевича стало настоящей кульминацией программы, так как вместе с хорошо известными здесь его "Очами черными" ретроспективный день Михалкова собрал самую большую аудиторию на фестивале.

    Памяти Алексея Балабанова посвящался показ фильма "Замок", представлял который актер Виктор Сухоруков. А премьерной картиной по мотивам Александра Володина - "Еще один год" Оксаны Бычковой, уже отмеченной наградами Роттердамского кинофестиваля, Госфильмофонд знакомил с новым аспектом своей деятельности - не только как хранителя и правообладателя, но и как продюсера и производителя. "С недавнего времени этот крупнейший киноархив занялся кинопроизводством, - рассказывала "РГ" киновед Наталья Нусинова. - Фильм "Еще один год" - новый вариант экранизации пьесы Володина "С любимыми не расставайтесь". Это корректная адаптация Володина, интересная тем, что перенесена в сегодняшний день. На мой взгляд, ничего нет хуже, когда делаются ремейки с теми же актерами. А эта картина дает взгляд на актуальные именно сегодня проблемы. Идет социальное расслоение внутри одной пары. Проблема многих современных женщин, которые по жизни оказываются сильнее своих партнеров, при этом по-женски должны им уступать. Как быть главной героине фильма, которая прекрасно работает редактором, а муж которой - безработный таксист-бомбист, и как им сохранить отношения, и ей не создать ему комплексов? Злободневная тема. Оксана Бычкова - режиссер, наделенный совершенным ощущением современности. Она чувствует время. Есть режиссеры сильнее, слабее, но у нее особое кинематографическое чутье. И Госфильмофонд это в ней увидел, и они вложились в постановку. И были правы. Фильм "Еще один год" и открывал на пресс-просмотре фестиваль, и с большим успехом завершал наши показы".

    Кстати

    Фильмы из коллекции Госфильмофонда России регулярно участвуют в ретроспективных показах на крупнейших международных кинофестивалях. Кроме этого, в рамках сотрудничества с Международной федерацией киноархивов (ФИАФ) и Ассоциацией синематек Европы (АСЕ) Госфильмофонд предоставляет фильмы для показов в архивных кинотеатрах зарубежных коллег: Британского Киноинститута (Лондон), Немецкой кинематеки (Берлин), Музея современного искусства (Нью-Йорк), Австрийского киномузея и Австрийского киноархива (Вена), Французской синематеки (Париж), Китайского киноархива (Пекин), Немецкого киноинститута (Франкфурт-Висбаден) и многих других.

    Поделиться