18.08.2014 23:47
    Поделиться

    Эксперт: Социальное предпринимательство - это новая идеология бизнеса

    Социальное предпринимательство стало новой идеологией бизнес-деятельности
    В последнее время социальное предпринимательство (СП) стало одной из самых обсуждаемых тем развития предпринимательской деятельности. В России впервые прошел "День социального бизнеса", состоялась грандиозная международная конференция "Социальные инновации", у премьера прошло совещание, полностью посвященное развитию предпринимательства в социальной сфере. При поддержке Агентства стратегических инициатив и минэкономразвития уже начали работу 12 центров инноваций социальной сферы. Это не говоря уж о десятках конференций, встреч, конкурсов и программ.

    Внешне все очень оптимистично. Но уже сейчас понятно, что только расправляющее крылья движение социального предпринимательства сегодня переживает сразу три серьезных кризиса. Во-первых, кризис определения. Что такое социальное предпринимательство? При всем многообразии вариантов сейчас наметилось два типа определений. Первый указывает главной отличительной чертой СП его цель. "Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных и экологических проблем, и достижение социально полезных целей". При этом основными критериями СП должны являться: социальное и экологическое воздействие, инновационность и экономическая самостоятельность. Ко второму типу определения больше тяготеют государственные органы: СП - это предпринимательство в социальной сфере. Первое определение хотя и вполне отражает желаемую суть социального предпринимательства, но, увы, обречено на тернистый путь к умам законодателей и государственных деятелей. Второе, наоборот, вполне "вписывается" в рамки нормативной практики и законотворческой лексики, но не отражает той сути, которую хотелось бы вложить в это понятие. Кому-то может показаться, что кризис определения - сугубо юридическая проблема. Но это далеко не так. В дискуссии вокруг определения видится сегодня противопоставление двух диаметрально противоположных идеологий, со своими ценностями и принципами.

    Если СП это бизнес, основной целью которого является прибыль, то он и должен развиваться по рыночным законам. Как любая другая коммерческая компания, проект "социального предпринимательства" будет стремиться к максимизации прибыли, и именно этому будет отдан приоритет в управлении. Для таких проектов справедливы рыночные механизмы развития, например, кредиты, микрозаймы, даже венчурные инвестиции.

    Если же СП имеет основной своей целью социальные преобразования, тогда главные усилия предпринимателя направляются на решение социальной задачи. В идеале такой проект должен принципиально избегать прибыли, так как это означает, что есть возможность снизить стоимость товаров и услуг, сделать свой проект еще более доступным или расширить пространство своих социальных преобразований. В этом случае любая традиционная "возмездная" помощь, когда предпринимателю приходится отдавать больше, чем брал, является сомнительной, так как заставляет смещать приоритеты проекта от исполнения своей социальной миссии в сторону исполнения кредитных обязательств.

    Во-вторых, кризис репрезентативности. Создается впечатление, что сегодня экспертов больше, чем самих социальных предпринимателей. Невзирая на это, государство и экспертное сообщество активно обсуждают и внедряют механизмы поддержки СП. Ситуация кажется парадоксальной. Однако она отражает ожидания и потребности самого общества в необходимости изменений социальной ситуации и в стабильности. К людям пришло осознание, что кризисы в условиях рынка явление не случайное, а потому рано или поздно, но очередная волна обязательно накроет. И основной удар придется на социальную сферу. Социологические исследования показывают, что россиян сегодня тревожат именно социальные факторы: бедность, старость, потеря работы... СП на этом фоне выглядит панацеей. Неудивительно, что инициатива по развитию этой деятельности исходит не "снизу", а от экспертного сообщества, наиболее критичного в отношении социально-экономической ситуации, и государства, которое активно включилось в развитие этого явления.

    Еще одной проблемой СП, ставшей очевидной в этом году, является тиражирование. Сегодня мало кто в России сможет похвастаться богатым положительным опытом тиражирования таких проектов. Почему? Сами предприниматели говорят, что у них нет уверенности в том, что люди, взявшиеся за тиражирование, смогут сохранить "душу" проекта. Ведь в основе СП лежит стремление к положительным преобразованиям, определенная добродетель. Можно ли добродетель технически тиражировать? Вряд ли. СП в идеале представляет не рыночную, а иную идеологию. А потому для тиражирования таких проектов недостаточна техника бизнес-решений. Нужна миссия.

    Социальное предпринимательство нужно рассматривать как новую идеологию предпринимательской деятельности. Если угодно, это новая идеальная модель, которая должна стать базой для формирования новой экономики, нацеленной на приоритетное решение социальных задач и базирующейся на иных, нежели рыночных, ценностях.

    С точки зрения рыночных устоев это парадокс: бизнес, созданный не ради выгоды. Но СП и не может оцениваться с точки зрения выгоды. Только с точки зрения пользы. Рынок много лет приучал нас к тождественности этих понятий, но они различны!

    И если мы говорим о новой идеологии, об иной парадигме экономических отношений, то приходим к необходимости искать иные механизмы тиражирования опыта социального предпринимательства, иные факторы его развития и формы партнерских взаимоотношений.

    Прежде всего это миссия, передающая и распространяющая ценности СП. Это распространение новых идеалов и создание новых примеров для подражания. И, конечно, это воспитание молодого поколения предпринимателей и государственных деятелей, рассматривающих предпринимательство не только как набор статистических показателей.

    Поделиться