13.08.2014 23:09
    Поделиться

    Обозреватель "РГ": В Вербье каждое лето - русское

    Может ли тамбовская Ивановка стать похожей на швейцарскую деревню?
    Это не тайна. Летние фестивали становятся знаменитыми по двум причинам. Или звезды (тоже ведь, как мы, люди) едут в гости к своим большим друзьям. Или в игру вступают большие деньги. В любом случае все определяет магнитная фигура отца-основателя.

    Как-то директор немецкой фирмы грамзаписи Мартин Энгстроем купил дачу (по местному - шале) в горной швейцарской деревушке и пригласил друзей помузицировать. В этом году друзья съехались уже в 21-й раз, фестиваль в Вербье стал одним из самых престижных и демократичных. Параллельный мир Вербье - бесплатные мастер-классы, летние юношеские школы, молодежные оркестры заманивают таланты со всего мира. Публика - взрослая, состоятельная (билеты на концерты от 20 до 180 франков), - тоже замечена в постоянстве.

    Клуб друзей фестиваля вместе со своим президентом - адвокатом и моделью Катрин де Мариньяк - собирает немалые деньги для такого пиршества духа. Друзья моих друзей второй год уговорили прервать отпуск в подмосковных Вербилках и отправиться в Вербье. А когда такое приглашение еще совпадает с работой!

    Таким холодом встретило низкое небо Вербье, что захотелось немедленно купить где-то дождепуленепробиваемый плащ швейцарского полицейского и ходить в нем на все концерты. А тяжелый чемодан, где к каждому платью предполагались туфли и сумочка, лень даже распаковывать. 12 градусов и дождь - как вам после нашего жаркого лета?

    Но потом вспомнила гуляющий в "Фейсбуке" афоризм: "То вам жарко, то вам холодно. Сами вы ненормальные. Погода".

    Все. Счастливы сегодня и сейчас при любом градусе.

    Хоть раз в жизни услышать Соколова

    Первый концерт был гениален.

    Григорий Соколов играл Шопена в местной церкви.

    Отшельник, живущий в итальянской глуши, отказавшийся от контактов с прессой, он говорит уже на другом языке с небом. Музыканты не так часто ходят слушать друг друга. Но в этот вечер собрались, кажется, все. Из знакомых лиц заметила Евения Кисина, Мишу Майского, Темирканова...

    Юрий Хатуевич после концерта скажет: "Это последний великий пианист нашего времени".

    Зал неистовствовал.

    Еще семь бисов. Множество выходов на поклоны, быстрых, четких - жалко времени на раскланивания...

    Он играл целый день до концерта, потом вечером, в шале, кто- то рассказал из коллег, сыграл еще раз, для себя, вечернюю программу. Невозможно?

    Он практически не бывает в России, раз в год заезжает в Питер, по непонятной причине сорвался его прошлогодний концерт в Москве.

    Ради этого стоило сюда лететь.

    Зачем Суворов переходил через Альпы

    На центральной площади Вербье стоял большой, громкий русский мужик и убедительно говорил своей спутнице, которая оказалось казахской виолончелисткой и переводчицей фестиваля Сандрой: "А что Вербье, я тут все разузнал, да у нас в Ивановке не хуже, сам Луганский мастер-классы дает. Плетнев привез и оркестр и сцену! Такой фестиваль мировой провели!"

    Его огромная медвежья вера вызывала непонятное сопротивление. Осмотрись кругом: где Ивановка (не просто 600 км от Москвы, но ближайшая гостиница в 85 км) и где Вербье, известный европейский курорт с огромным количеством отелей, помеченных шале-дачами знатных людей.

    Я всю жизнь не понимала, зачем Суворов пошел через Альпы. Да, подвели австрийские союзники, да, 70-летний маршал нашел неожиданный путь, чтобы победить французов, поэтому стал так почитаем швейцарцами по известной пословице: враг моего врага - мой друг.

    И в этот день наконец-то поняла. Мне помог Ермаков Александр Иванович, которого непросто принять с первого раза, но без таких невозможно возрождение не только разоренных музыкальных усадеб России.

    Тут же перечитала репортаж в "РГ" коллеги Ирины Муравьевой "Колокола Рахманинова" и осадила себя: человек 43 года занимается возрождением разоренной родовой усадьбы Рахманинова. Великий композитор и пианист чувствовал себя абсолютно счастливым только в двух местах на земле: в тамбовской Ивановке, родовом поместье жены, и в швейцарском доме в Сенаре (Сергей и Наталья Рахманиновы).

    Ермаков с Плетневым провели этим летом Первый фестиваль Рахманинова в Ивановке. И будут теперь делать это каждый год. Браво, Александр Иванович! Без такого Дон Кихота Россия не поднимется. Не всем же уезжать с миллиардами в Лондон и Лозанну и учить этих русских жить правильно.

    Россия решила наконец за 17 миллионов (Мацуев об этом публично просил президента) выкупить рахманиновский Сенар, чтобы правнуки композитора не продали его в безразличные руки... Сенар - Ивановка. А сильный мог бы быть сюжет!

    Не отдадим врагу землю русскую

    За такие вечера можно давать Нобелевскую премию мира. На сцене - 220 человек. Молодежный интернациональный оркестр, хор Нью-Йоркского колледжа исполняют (на русском языке!) прокофьевскую кантату "Александр Невский" под управлением Юрия Темирканова. Солировала Екатерина Семенчук из Мариинки.

    "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу... Вставайте, люди русские!" Бежала строка на французском. Кто-то из русских швейцарцев шепнул мне: "Это же чистой воды провокация в такой ситуации. Они ведь растеряются и не будут знать, аплодировать или нет". Аплодисменты были. Темирканов мудро выходил на поклоны (Мартин потом мне подтвердил, что "Невский" был выбором маэстро. Потом за кулисами все поздравляли друг друга, молодые американские музыканты делали на память фото с великими русскими музыкантами. Какие санкции! Вербье дышит гением русской музыки. Конечно, в контексте мировой. Как заметил Энгстроем в интервью Надежде Сикорской, главному редактору "Нашей газеты": "На фестивале в Вербье каждый год - русский". Действительно, Гергиев, Плетнев, Башмет, Щедрин и Плисецкая хранят верность Мартину уже много лет.

    Какие санкции? Здесь - Гергиев, Плетнев, Башмет. В Вербье каждое лето - русское

    Как правило, вечеринка в шале Катрин де Мариньяк (главное светское событие) приходится на самый пиковый концерт.

    В прошлом году она была после вечера Евгения Кисина, в этом - после выступления Молодежного оркестра под управлением Темирканова, с которым Трифонов исполнил в первом отделении Третий концерт Рахманинова, а во втором уже звучала кантата "Александр Невский".

    Надо заметить, что после победы на конкурсе Чайковского Трифонов в Вербье попал в число обожаемых публикой солистов. Хотя профессионалы еще деликатно переговариваются, что для музыки нужен не только талант, но и человеческий опыт переживаний, а где его возьмешь в 24 года. Все впереди.

    "Я на базар с Прокофьевым ходил"

    Так случилось, что за столом у Катрин мы оказались вместе с Юрием Хатуевичем и Евгением Кисиным. Только эти два человека на своем языке могут говорить, чем может быть похож Рахманинов на Достоевского.

    А когда за этот стол подсела еще Мила Берлинская, пианистка, дочь великого Валентина Берлинского, чей квартет попал в Книгу Гиннесса за долгожительство, истории пошли по совершенно новому кругу.

    "Помните, мы играли в Риме секстет Прокофьева на кабардинские темы, и папа тогда сказал, что в зале находится человек, отцу которого Прокофьев посвятил эту музыку".

    - Да, - тут же подтверждает Юрий Хатуевич,- и я помню тот вечер.

    Удивительная история!

    - В 41-м году он жил у нас в Нальчике, - продолжил он.- Из Москвы во время войны эвакуировались многие, единственная гостиница занята была уже театром. И папа, который был тогда министром культуры Кабардино-Балкарии, предложил Прокофьеву жить у нас дома. Помню, совсем малышом я ходил с Прокофьевым на базар и тот жутко торговался...

    Все разговоры за столами затихают, Мартин в простенке на несколько комнат говорит свою традиционную благодарственную речь.

    Прежде всего он благодарит Катрин и восхищается ей.

    А кто сегодня Катрин не восхищается!

    Успешный адвокат, ставшая топ-моделью в 56 лет и лицом нескольких брендов, олицетворяет поколение взрослых людей, которые остаются на вершине жизни, сохраняя блистательную привлекательность.

    Финал спича - поклон великому Темирканову, герою вечера.

    Уроки Вербье не умаляют наше достоинство

    И когда иду в Вербилках по своему СНТ "Рябинушка", опять переживаю, что нет возможности разминуться двум машинам, что нет пешеходной дорожки, нет дорожки для велосипедистов, даже за 100 км от Москвы выпустить на улицу ребенка страшно - нет для него пространства. А какие веселые и простые клумбы у них на деревенских площадях, а какие с юмором памятники музыкантам они ваяют на одно лето!

    Мои друзья, которые купили приличный дом под Звенигородом, тоже с этой проблемой маются. Все думают про свой метр около дома, никто не думает: а где дорожки для пешехода и велосипедиста? Где с коляской может проехать мама, не опасаясь машин, квадроциклов и скутеров на дачных виражах? А где можно походить со скандинавскими палками, которые я с радостью осваивала в горах, в Вербье под руководством Майрам Акаевой.

    Не устаю говорить об этом.

    Вербье дает много уроков, которые отнюдь не умаляют наше достоинство. Они почувствовали себя народом 1 августа 1291 года, когда три кантона объединились и назвали себя Швейцарской конфедерацией. Мы до сих пор учимся объединяться.

    Поделиться