11.08.2014 23:46
    Поделиться

    Регионы получат 2,5 млрд рублей на создание инновационных кластеров

    Инновационные кластеры в России: взгляд в будущее
    В повестке дня России - переход к новому технологическому укладу. Внимание к формированию инновационных кластеров стало актуальным для правительства, поскольку сохранившийся в России интеллектуальный потенциал позволяет реализовать такого рода стратегию.

    Принципиально важным для успешного и устойчивого развития инновационного кластера является наличие мощного научно-исследовательского ядра, охватывающего достаточно широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, способных обеспечить разработку инновационной продукции. Это научные центры РАН, университеты, НИИ, различные исследовательские центры.

    К сожалению, на данный момент финансовые предпосылки инновационного импульса в России в сравнении с другими странами представляются недостаточными. При том, что, по данным Росстата, расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета достигли в 2012 году 355,9 млрд рублей, а в целом внутренние затраты на научные исследования и разработки - почти 700 млрд рублей, согласно отчету американской консалтинговой компании Booz&Company за 2012 год, в России расходы на инновации составили всего 1,05% ВВП (24,9 млрд долл.), в США - 2,8% ВВП (427 млрд долл.), в Китае - 1,5% ВВП(175 млрд долл.).

    В России инновационные кластеры формируются в первую очередь на основе и в среде сложившихся крупных научных и научно-производственных центров, наукоградов и ЗАТО с позиций встраивания их в контекст современного инновационного развития российской экономики. Это, например, наукограды Бийск, Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, а также десятки других российских научных центров. Так, одним из крупнейших проектов в этой области стало формирование на базе комплекса научно-исследовательских и испытательных центров в г. Жуковский масштабного инновационного кластера - Национального центра авиастроения "Жуковский". Как образец мощного инновационного кластера можно рассматривать НПО "Энергомаш", обеспечивающее России лидирующие позиции в ракетном двигателестроении. Космодром Восточный в Амурской области планируется как центр формирования космического инновационного кластера, способного дать мощный импульс развитию высокотехнологичного сектора промышленности вокруг себя, а также в целом на Дальнем Востоке с выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

    В случае с проектом "Сколково" при массированной правительственной поддержке создается амбициозный инновационный кластер, нацеленный на получение максимальной коммерческой отдачи от реализации научных проектов. Предпринимается попытка наладить связь между фундаментальной наукой и бизнесом, создать вокруг "Сколково" достаточно большое число компаний, развивающихся за счет внедрения идей, генерируемых фундаментальной наукой.

    Свое слово в формировании высокотехнологичных инновационных кластеров могут сказать и лучшие российские вузы. Так, в июле 2012 года правительство утвердило программу "Физтех XXI". На базе МФТИ планируется создать инновационный кластер, в рамках которого будут развернуты три центра исследований и разработок: в области ИТ, новых материалов, биомедицины.

    Примером, когда имеются в наличии серьезные научные заделы в области материаловедения, способность генерировать инновационные проекты, актуальные для потребителей, но отсутствуют адекватные имеющемуся потенциалу заказы, является нижегородский Научно-исследовательский физико-технический институт (НИФТИ), входящий в Нижегородский государственный университет.

    Серьезным резервом инновационной системы России являются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования. В феврале 2012 года Минэкономразвития России приступило к рассмотрению программы превращения ЗАТО в инновационно-промышленные кластеры. Примером такого формирования на базе сложившейся мощной научно-производственной структуры - ЗАТО Железногорск, где сосредоточены научные, производственные, инфраструктурные ресурсы в области космических и ядерных технологий.

    В этих условиях нашел свое применение новый инструмент инновационного развития российской экономики - технологические платформы, представляющие собой способ интенсифицировать реализацию конкретных проектов. На таких площадках происходят формирование и координация научных и коммерческих интересов участников, отработка механизмов эффективного взаимодействия в интересах создания нового, конкурентоспособного продукта. В настоящее время правительством РФ утверждено 27 технологических платформ.

    С учетом задач, стоящих перед российской космической отраслью, ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (ОАО "ИСС") сформулировало стратегию выхода на передовые позиции в мире среди ведущих производителей спутников связи различного класса. Предложенная фирмой стратегия была закреплена в форме технологической платформы (ТП) "Национальная информационная спутниковая система", открытой для участия другим предприятиям отрасли, научным центрам, образовательным учреждениям. Учредителями НП "ТП "НИСС" стали ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева", Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева и ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". К 31 января 2013 года число участников ТП "НИСС" составило 61. В 2012 году участниками ТП "НИСС" был разработан Проект стратегической программы исследований "Национальная информационная спутниковая система", и в правительство РФ были представлены два крупных проекта для включения в государственные программы развития: Комплексный проект создания Глобальной системы дистанционного зондирования Земли в целях обеспечения оперативного мониторинга пожарной обстановки; Комплексный проект создания Глобальной информационной спутниковой системы для обеспечения потребителей высокоскоростной мобильной связью, включая голосовую, видеосвязь, телевидение, Интернет с глобальным покрытием земной поверхности.

    Цель ТП "НИСС" - добиться в течение 12-15 лет такого уровня потребительских свойств национальной группировки средств космической связи, которая отвечала бы запросам государства, бизнеса и населения. Временной интервал реализации поставленных задач в определенной степени характеризует разрыв, существующий по ряду позиций между продукцией ОАО "ИСС" и мировыми лидерами в этой области. Следует отметить, что ТП "НИСС" сложилась как программа совместных действий широкого круга научных, инженерных, производственных, образовательных структур со всей страны и в первую очередь Сибири. ТП "НИСС" сориентирована на достижение уровня наиболее продвинутых в области информационных спутниковых систем зарубежных производителей: американских Boeing (9,9% мирового рынка в 2008-2010 гг.), Lockheed Martin (5,5%), Space Systems/Loral (18,9%), Orbital Sciences Corporation (9,9%) и европейских Thales Alenia Space (16,8%), EADS Astrium (15,8%). Российские ОАО "ИСС" и ГКНПЦ "им. Хруничева" занимают соответственно 2,3% и 1,1% мирового рынка. В рамках ТП "НИСС" определены порядка 50 ключевых технологий, преодоление отставания по которым позволит производить инновационную продукцию на уровне основных конкурентов. Поставлена задача создать отечественную элементную базу класса SPACE и MILITARY для разработки надежной бортовой аппаратуры со сроком активного существования КА в космосе не менее 10 лет.

    Рассмотрение основных факторов обеспечения инновационного роста высокотехнологичных отраслей России на приведенных примерах позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях может быть эффективной поддержка перспективных производств. Требуется государственная поддержка фундаментальных исследований, основных НИОКР, процесса обновления производственной базы посредством бюджетного финансирования и государственного заказа на соответствующую продукцию. Правительственные решения должны обеспечивать благоприятные условия для развития и продвижения продукции инновационных кластеров, технологических платформ.

    Формирование кластерной системы России, ее ориентированность на экономическую эффективность, инновационную специализацию постепенно начинает оказывать влияние на формирование стратегии развития России. Вместе с тем надо понимать, что система российских инновационных кластеров будет эффективна и востребована в полной мере лишь тогда, когда будут реализовываться крупные проекты развития в масштабах страны. При этом в первую очередь должны быть востребованы собственные научные, производственные, кадровые ресурсы России.

    Статья подготовлена при поддержке Российского государственного научного фонда.

    Поделиться