11.08.2014 14:30
    Поделиться

    Пять экзотических стран, где россиянин может встретить родственную душу

    Когда речь заходит о россиянах, проживающих за рубежом, мы в первую очередь думаем о Европе, США или Канаде. Но есть тысячи наших бывших соотечественников, которые выбрали для эмиграции непроторенные маршруты. Об удаленных уголках, где путешественники из России могут встретить родную душу, - в дайджесте "РГ".

    Парагвай

    В самом центре Южной Америки находится скромное и не очень богатое государство, которое стало одним из прибежищ разбитой Белой армии. Именно потомки офицеров и солдат-белогвардейцев составляют львиную долю местной десятитысячной диаспоры.

    А началось все очень давно, когда адъютант Суворова Федор Трефурт стал собирать сведения о загадочной далекой стране. Все эти бумаги и карты так бы и остались пылиться в семейных архивах, если бы не Иван Беляев, он был правнуком того самого Трефурта и одним из видных генералов царской армии. Когда возникла острая необходимость покинуть родину, Беляев поднял архивы прадеда и вместе со своими сподвижниками уплыл в таинственный край.

    Здесь судьба генерала сделал новый виток, когда местные генералы обратились к нему, опытному офицеру, за помощью. Так и получилось, что в 1935 году несколько бывших белых офицеров стали во главе парагвайской армии в Чакской войне против Боливии.

    После войны и вплоть до 70-х годов прошлого века русская интеллигенция вовсю способствует развитию южноамериканской республики: в Асунсьоне строится инженерный университет, математическая гимназия, школы балета и живописи.

    В наши дни русская диаспора Парагвая остается одной из самых организованных: несколько газет, налаженное спутниковое телевидение, радио и два православных храма, которые никогда не пустуют.

    Новая Зеландия

    Край мира, "Средиземье" Джона Толкина и маленькая птичка киви - стандартный набор ассоциаций с этой страной. Несмотря на свою удаленность от всего остального мира, Новая Зеландия регулярно попадает во всевозможные рейтинги благосостояния граждан. А ведь и проблем в стране предостаточно: она занимает первое место в мире по количеству больных астмой (виноваты местные папоротники), да еще и озоновый слой над островом практически отсутствует, из-за чего количество больных раком кожи здесь куда выше среднего.

    Несмотря на это, в Новой Зеландии есть русская диаспора численностью около 12 тысяч человек. Большинство проживает в столичном Окленде.

    Первые упоминания о русских на территории страны зафиксированы в 1858 году: местная газета сообщила о свадьбе двух бывших жителей Петербурга. Всплеск упоминаний о "Ивановых" и "Петровых", как ни удивительно, приходится на 1917-1925 годы. Любопытно, что большинство эмигрантов этой поры были простыми людьми - булочниками, сапожниками, крестьянами.

    Сейчас на территории Новой Зеландии выходит две русскоязычных газеты, действует самостоятельная радиостанция и несколько культурных центров, созданных при непосредственной помощи посольства России.

    Вьетнам

    Русская речь на диковинных просторах Ханоя явление частое, но не постоянное - как правило, это речь туристов. Чтобы найти наших бывших соотечественников, нужно заглянуть в Вунгатау, Хошимин или Хайфон, где их проживает суммарно около 5 тысяч.

    Обычно во время войн люди стараются покинуть место конфликта и переехать в спокойный и тихий край, но этот принцип не работал для граждан СССР во время Вьетнамской войны. Десятки тысяч военных специалистов, инженеров, медиков и просто добровольцев отправились на помощь в дружественную страну в середине 60-х годов прошлого века. Некоторые из них обзавелись семьями и остались на чужбине. Кроме того, несколько тысяч россиян постоянно проживают с семьями во Вьетнаме благодаря своей работе: в Ханое и Хошимине находятся представительства таких промышленных гигантов, как "Сухой", "Камаз" и "Аэрофлот".

    Большая часть взрослого населения страны обучалась в советских и российских вузах, поэтому найти взаимопонимание с аборигенами приезжим не составляет труда. А в некоторых районах Ханоя русский язык слышно так часто, что невольно ощущаешь себя как дома. Стоит ли говорить, что отношение к гражданам бывшего СССР у вьетнамцев более чем теплое, старые политические союзы могут забыться, но дружба народов - явление более долговременное.

    ЮАР

    Африканская республика стала одной из первых отдаленных мест на планете, куда занесло русского эмигранта. Кто бы мог подумать, что в 1697 году сын голландского купца и русской дворянки Иоханнес Свелленгребель, бывший коренной москвич, переселился в Капстад (нынешний Кейптаун).

    В 1853 году писатель Иван Гончаров встретил на мысе Доброй Надежды некоего русского крестьянина, который поведал ему, что был взят в плен в битве при Аустерлице французскими войсками. Корабль с такими же пленными, как он, разбился у этого берега. Те, кто выжил, основали здесь небольшую колонию. Сам рассказчик был главой большой семьи из 40 человек, причем женой его была африканская женщина.

    В начале XX века ЮАР охватывает настоящий эмиграционный бум. Во-первых, здесь обнаруживают богатые золотые месторождения. Во-вторых, Первая Мировая война и революция в России вынуждают людей искать другие места для жизни. Йоханнесбург стал настоящей Меккой для бывших российских геологов. Сюда, к примеру, переехали петербургский профессор и специалист по металлам платиновой группы Павел Ковалев и горный инженер Павел Назаров. Деятели культуры тоже были представлены. Например, широко известная певица Ксенией Бельмас с оперой "Снегурочка" долгое время собирала полные залы.

    На данный момент в ЮАР находится самая большая в Африке русскоязычная диаспора - около 240 тысяч человек.

    Аргентина

    Первопроходцами на аргентинский берег выступили поволжские немцы. Именно они с середины XIX века целыми семьями отправлялись к этой далекой стране. Тогда же и появился термин "сельскохозяйственная иммиграция", равной в которой русским крестьянам было мало. К 1900 году общее количество русских эмигрантов в Аргентине уступало лишь итальянцам, испанцам и французам. Трудолюбивый и основательный "бывший русский" возделывал поля и выращивал скот. В это же время появляется и первый православный храм в Буэнос-Айресе.

    Вторая волна миграции из России уже по обыкновению пришлась на 1915-1925 годы. Это были люди иного типа - интеллигенция, генералы и врачи, ученые и деятели культуры. В разное время здесь жили генерал Деникин и бывший верховный главнокомандующий Керенский. Вся эта культурная прослойка создала неразрывную связь диаспоры с православной церковью.

    Всего за так называемые "пять волн" эмиграции, которые растянулись почти на полтора века, в Аргентине оказалось 300 000 русскоязычных - это самая большая из русских диаспор в Южной Америке. Для такого колоссального числа людей созданы все условия, чтобы они не забывали своих корней: несколько десятков школ с изучением родного языка, вечера русской литературы и искусства. А в местечке Чоэле-Чоэле проживает даже одна из немногих колоний старообрядцев.

    Поделиться