05.08.2014 14:45

Японский ученый покончил с собой из-за научного скандала

В Японии покончил жизнь самоубийством один из ведущих ученых в области исследований стволовых клеток Йосики Сасаи, один из авторов скандально известной статьи о новом методе перепрограммирования живых клеток. Он был сотрудником японского государственного института естественных наук RIKEN в Кобе. Ученому было всего 52 года.

Сообщается, что биолог повесился в здании учреждения, где он работал. Мужчина был обнаружен охранниками сегодня утром. Полицейские нашли предсмертную записку в сумке, лежавшей на лестничной площадке. Сасаи был быстро доставлен в ближайшую больницу, где врачи предприняли попытку вернуть ученого к жизни, однако все их усилия ни к чему не привели, сообщает NEWSru.com.

Как отмечает Lenta.ru, на столе секретаря была найдена еще одна записка Сасаи. В обоих посланиях ученый рассказывает о том, что испытывает чувство стыда и сожаления, и просит прощения за свои работы.

Напомним, в январе этого года вышли две статьи о новом революционном методе, в которых говорилось, что ученым удалось создать революционный метод получения стволовых клеток путем помещения клеток в кислую среду. Данное явление получило название STAP, что расшифровывается как "приобретение плюрипотентности под воздействием раздражителей". Йосики Сасаи являлся соавтором исследования. Ведущим же автором была Харуко Обоката.

Публикации ученых стали "мишенью" критиков, появилась даже информация о подлоге. Институт RIKEN провел собственное расследование с привлечением независимых экспертов. Те обнаружили в публикациях признаки подтасовки рисунков и использования одного и того же изображения дважды.

В июне комиссия по расследованию потребовала назначить наказание для Обоката и ее руководителей, включая Сасаи. Обоката настаивала на непредумышленности ошибок в рисунках и на том, что они никак не меняют конечного результата. По ее мнению, клетки могли быть получены указанным путем. Сам Сасаи в апреле указывал, что некоторые данные в их работе нельзя объяснить без допущения существования нового вида стволовых клеток. В то же время он признавал, что это была лишь гипотеза.

Как рассказали коллеги ученого, Сасаи испытывал тяжелое психологическое состояние и даже был вынужден обратиться за помощью к специалистам после громкого скандала.