04.08.2014 17:43
    Поделиться

    Эксперты: банкротства турфирм похожи на спланированную акцию

    Глава правительства Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и врио главы Ростуризма Олегу Сафонову взять на контроль ситуацию с клиентами туристических фирм, приостановивших свою деятельность. "У нас просто обвал какой-то случился на рынке, такого я не помню за всю историю", - отметил председатель кабмина на совещании со своими заместителями.

    Медведев напомнил, что в связи с тем, что курирующая данную отрасль вице-премьер Ольга Голодец находится в отпуске, ее обязанности в этой части выполняет другой зампред правительства - Дмитрий Козак. "Я вам поручаю и, соответственно, нашему специализированному органу - Ростуризму - взять ситуацию под личный контроль", - обратился глава кабмина к Козаку и Сафонову. По словам премьера, российские туристы "не должны находиться в безвыходном положении". "Там часть людей просто не способна за себя заплатить", - констатировал он. При этом глава правительства обратил внимание, что проблема заключается также в системе страхования в туристической отрасли. "У нас что получается: сами по себе туристические операторы - они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И на что бы там они ни ссылались, и что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски", - подчеркнул Медведев. Он поручил обратить на это внимание при подготовке новой нормативной базы. "Просто недопустимая ситуация. Следственный комитет уже дело возбудил, как водится. Надо, чтобы МВД их проверило", - заключил премьер.

    Напомним, за последние две недели в России приостановили деятельность четыре туроператора. Вначале, 16 июля, об этом объявила одна из крупнейших турфирм "Нева". Из-за этого отпуск был испорчен примерно у 17 тысяч туристов. Менее чем через 10 дней после банкротства "Невы" о финансовой несостоятельности объявила компания "Роза ветров Мир". За ней 29 июля последовал туроператор "Экспо-тур". Ущерб в этих двух случаях был нанесен нескольким тысячам туристов. И самым громким скандалом последних дней стала приостановка деятельности туроператора "Лабиринт", из-за чего пострадали более 25 тысяч туристов. Печально, что этим дело может не закончиться. Во-первых, заказчик авиарейсов, компания "Идеал-тур", имеет долг в 1,6 миллиарда рублей. По официальной информации, из-за этой задолженности "Лабиринт" отказались обслуживать "Оренбургские авиалинии". Однако, "Лабиринт" и "Идеал-тур" связаны общими владельцев. Так что вопросов в этом деле много.

    Также непонятно, почему туроператоры один за другим "посыпались" в самый разгар сезона отпусков, предварительно собрав у туристов миллиарды рублей. Эксперты "РГ" уже говорили, что проблемы у многих компаний начались после зимы, когда резко выросли курсы доллара и евро, и, соответственно, снизился спрос на заграничные туры. Возможно, некоторые планировали решить финансовые проблемы за счет летнего сезона, брали под это кредиты, выстраивали различные схемы, в том числе, возможно, по устранению конкурентов на рынке, не исключают эксперты. В этих хитросплетениях предстоит разобраться правоохранительным органам.

    Главный вопрос: как можно было допустить компании, имеющие миллиардные долги или сомнительные схемы деятельности, к работе. Деятельность турфирм не контролируется буквально никем. По закону, чтобы открыть туристическую компанию, надо собрать формальный пакет документов, предоставить их в Министерство культуры и Ростуризм, внести членский взнос в организацию "Турпомощь", и можно начинать работу. "Формально регулирующие функции - у Роспотребнадзора. Никакого другого аудита нет. Конечно, должен быть назначен серьезный регулятор деятельности туроператоров, как это есть в банковском и страховом секторе", - считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

    Впрочем, несмотря на то, что деятельность страховых компаний регулируется, это не помешало компании "Восхождение" застраховать 80 туроператоров, включая "Неву" и "Лабиринт". А авиаброкер "Идеал-тур" работал примерно с 30 туроператорами - это все потенциальные банкроты. "В субботу мы попросили предоставить список клиентов "Идеал-тура". В понедельник на очередное совещание в Ростуризм представители компании пришли неподготовленными. Так что списка нет до сих пор, они обещают прислать его в течение дня", - сообщила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

    Тем временем заканчиваются деньги в фонде "Турпомощь". Напомним, он создавался за счет взносов туроператоров. По закону, деньги фонда расходуются только на возвращение туристов на родину в случае банкротства туроператора. На момент первого банкротства компании "Нева" в фонде было около 370 миллионов рублей.

    - На эвакуацию туристов "Невы" было потрачено около 12 миллионов, и эти расходы еще не окончательные, - пояснила Ирина Щеголькова. - Только сейчас на эвакуацию клиентов "Лабиринта", который объявил о приостановке деятельности 2 августа, требуется около 35 миллионов рублей. А в целом на эти цели может потребоваться, по предварительным данным около 200 миллионов. Билеты стоят от 12 до 15 тысяч рублей на человека. Если, не дай Бог, сейчас еще что-то случится, денег у "Турпомощи" уже не хватит.

    С учетом того, что взносы на этот год в фонд уже перечислены, бизнес просит власти подключиться к решению проблемы. "Масштабы туристической катастрофы огромны, и мы надеемся, что эта проблема озадачит государство, и оно окажет нам содействие. На данный момент мы пока ни к кому напрямую не обращались, эвакуируем собственными силами", - отметил исполнительный директор "Турпомощи" Вячеслав Басов.

    По данным Ростуризма, за выходные с заграничных курортов вывезли 5,5 тысяч россиян. Еще две тысячи человек планируется эвакуировать в понедельник. К решению проблемы подключились другие туроператоры, в частности, компании Aegean Airlines и Coral Travel, которые бесплатно предоставляет места на своих рейсах туристам "Лабиринта". Сейчас за границей остаются около 17 тысяч клиентов этой компании, и они испытывают сложности с проживанием в гостиницах.

    "Есть ряд стран, которые не пошли навстречу нашим туристам, приняв их без каких-либо доплат, как, например, в Болгарии и Греции. На Кипре, в Турции, Испании заставляют повторно оплачивать проживание либо принуждают покинуть отель, невзирая на обстоятельства. Именно оттуда поступает наибольшее количество жалоб от туристов", - рассказала Ирина Тюрина. Поведение владельцев отелей в перечисленных странах, как минимум, некорректно, отмечают эксперты. Многие гостиницы знали о долгах туроператоров, но все равно заключали договоры. С юридической точки зрения туристы, которые все оплатили, не должны становиться заложниками спора хозяйствующих субъектов.

    К тому же отельерам той же Турции не стоит забывать о том, кто в их стране клиент номер один. Туристы из России заняли первое место среди иностранцев, посетивших Турцию в этом году, сообщается в статистическом отчете министерства культуры и туризма Турции. Россия обогнала традиционного лидера - Германию. За первое полугодие из нашей страны в Турцию приехали около 2 миллионов россиян, что на 14 процентов больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Именно россияне тратят больше всего денег в этой стране.

    Как рассказал "РГ" врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов, ведомство сейчас тесно сотрудничает с властями стран, где находятся пострадавшие туристы. "Мы делаем все, чтобы люди могли в плановом режиме завершить свой отдых, и никто не пострадал. В Болгарии на правительственном уровне принято решение поддержать наших туристов", - отметил он. Кроме того, в ближайшее время начнется работа по реформированию законодательства в сфере туризма. "Будет проведен серьезный анализ произошедшего. Скорее всего, потребуется изменения системы взаимодействия туроператоров и страховых компаний. Также необходимо ужесточить контроль за деятельностью всех, кто занят сегодня в турбизнесе", - полагает он.

    Поделиться