02.08.2014 15:30
    Поделиться

    Фестиваль в Мачерате открылся под лозунгом "Опера - это женщина"

    Регион Марке, расположенный в центральной Италии, летом традиционно становится туристической Меккой, предлагающей отдых на любой вкус. Для ценителей оперы регион примечателен двумя событиями европейского уровня  – всемирно известным оперным фестивалем Россини на родине композитора в Пезаро и сезонами в Мачерате, где спектакли проходят на уникальной площадке под открытым небом - Арене Сферистерио, вмещающей три тысячи зрителей.

    В двадцатые годы XIX века Арена Сферистерио, выполненная в неоклассическом стиле, была спроектирована архитектором Иренео Алеандри по заказу аристократических семей Мачераты для спортивных состязаний с мячом. Однако в первой половине прошлого столетия Арене было найдено еще одно применение - в 1921 году здесь впервые поставили оперу (ей стала вердиевская "Аида"), превратив грандиозную стену длиной почти 90 метров и высотой в 16 в естественную декорацию, а ряды балкончиков - в уютные театральные ложи.

    Успех оперной истории Арены во многом был предрешен удивительной природной акустикой, позволяющей не использовать дополнительные средства для усиления звука - в любом секторе открытого театра, напоминающего приличных размеров стадион, вокалистов и оркестр слышно идеально. Это свойство сделало Арену привлекательной для многих мировых знаменитостей, начиная от уроженца Марке Беньямино Джильо и заканчивая Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, в разные годы блиставших на сцене Арены Сферистерио. За годы существования фестиваль обзавелся собственной аудиторией - слушателями, приезжающими в основном из европейских стран.

    В этом году форум стал частью официальной программы перекрестного года туризма России и Италии, благодаря чему спектакли впервые посетило в общей сложности около тысячи россиян.

    Свой 50-й сезон фестиваль отметил тремя постановками, которые объединил общий девиз: "Опера - это женщина". Его наглядной иллюстрацией стали не только избранные названия - "Тоска" Пуччини, "Аида" и "Травиата" Верди, - но и три дирижера-леди за пультом  регионального оркестра Марке: американка Джулия Джонс, кореянка Еун Сан Ким и Сперанца Скапуччи, возглавляющая этот коллектив.

    "Травиата" на фестивале стала возобновлением знаменитой постановки Хеннинга Брокгауза в сценографии Йозефа Свободы 1992 года, известной также как "Травиата с зеркалами". Главным элементом и отличительной особенностью ее сценографии является зеркальная стена, отражающая полсцены и создающая вместе необычное многомерное пространство, в котором существуют герои. Этот элегантный и необычайно стильный спектакль, смотрящийся и сегодня современно и органично, на фестивале ждали нелегкие испытания. Так, одно из представлений организаторы вынуждены были отложить на два с половиной часа из-за проливного дождя. К чести устроителей форума, за считанные минуты подготовивших вымокшую сцену и справившихся с техническими сложностями, представление состоялось.

    Публика продемонстрировала редкое единодушие в любви к опере - почти все зрители стойко переждали дождь и были вознаграждены великолепной работой вокального ансамбля во главе с сопрано Джессикой Нуччо. Умение творить в экстремальных условиях показала и музыкальный руководитель Сперанца Скапуччи, под управлением которой оркестр звучал свежо и сочно, без малейшего намека на усталость и стресс.

    Еще две продукции были созданы специально для юбилейного форума. "Тоску" поставил режиссер Франко Рипа ди Меана в содружестве со сценографом Эдоардо Санки и дирижером Юн Сун Ким.

    Новое видение "Аиды" предложил один из самых талантливых молодых режиссеров Италии, нынешний художественный руководитель фестиваля Франческо Микеле, соединивший в своей постановке помпезность большой оперы с ультрасовременным сценическим решением. "Сегодня глобальная проблема музыкального театра заключается в том, что молодежь не знает и не любит оперу, - пояснил свой замысел Микеле. - Поэтому моя обязанность как артдиректора заключается в том, чтобы привлечь сегодняшнего зрителя, показать ему, что опера - это не архаика, она современна и способна объединять самых разных людей, не смотря на их различия". 

    Следуя поставленной задаче, Микеле поместил "Аиду" в виртуальный мир. Площадкой, где происходит действие, стал гигантский раскрытый ноутбук, главные герои обрели отчетливое сходство с персонажами компьютерных игр с использованием египетской символики, а фантастические визуальные и световые эффекты (для них была использована не только центральная конструкция, но и вся каменная стена Арены) с легкостью заменили привычные декорации и сценографические штампы.

    Лишь драма главных героев - подлинная, а не виртуальная -  в какой-то момент перестала быть игрой, заставив людей выйти за рамки придуманного мира и поплатиться за это: в финальной сцене крышка ноутбука неотвратимо закрывается, погребая под собой Аиду и Радамеса. Эта постановка - с одной стороны предельно лаконичная и строгая, с другой - роскошная во всем, что касается современных технических эффектов, смотрелась необыкновенно гармонично в Арене Сферистерио с ее звездным небом и стеной - конечной плоскостью, где сходятся все миры.

    Хотя вокальный ансамбль во главе с Фьоренцой Чедолинс (Аида), Серджио Эскобаром (Радамес) и Соней Ганасси (Амнерис) не всегда демонстрировал одинаково высокое качество (в один из показов влажность была столь высокой, что приходилось прерывать спектакль для осушения наклонной сцены, становившейся опасно скользкой для артистов), постановка произвела сильнейшее впечатление на публику.

    Сам же фестиваль отметил 50-й сезон не только яркими премьерами, но и умением справляться с непредвиденными трудностями и капризами погоды: все это не помешало ему подтвердить свой высокий европейский класс и продемонстрировать ценность оперы как искусства живого и актуального на все времена.

    Поделиться