31.07.2014 23:01
    Поделиться

    Юрий Лоза: Кобзон, Газманов и Валерия показали - у них есть Отечество

    Песенный конкурс в Юрмале завершен, но споры о нем не утихают. Причем в социальных сетях и в СМИ кипят дискуссии вовсе не о творческих итогах "Новой Волны", а о том, как нужно было реагировать артистам российской эстрады на отказ трем их коллегам - Иосифу Кобзону, Валерии и Олегу Газманову - во въезде и объявлении их персонами нон-грата.

    Хоть как-то отреагировали на инцидент с пострадавшими за принципиальную гражданскую позицию коллегами совсем немногие: Николай Басков, на сцену в Юрмале вышедший в майке с портретами Кобзона, Валерии и Газманова и щеголявший в ней на конкурсе, и Леонид Агутин, заявивший, что если так складывается ситуация, то, возможно, на будущий год уместнее перенести конкурс в Россию. Например, в Сочи.

    Но еще принципиальнее выступил российский певец Юрий Лоза, у которого теперь все больше поклонников и подписчиков в социальных сетях.

    Юрий Лоза ответил и на вопросы обозревателя "РГ".

    - Вы призывали к бойкоту "Новой Волны" еще до ее начала. Изменилась ли ваша позиция после того, как конкурс завершился, а жюри (в основном состоящее из звезд российской эстрады) дипломатично и в целом справедливо отдало три первых места представителям Грузии и Украины?

    Юрий Лоза: Меня особенно поразила фраза, которую Олегу Газманову уже из Юрмалы бросил Александр Буйнов: "У тебя тут объявлен концерт, но ты не переживай, я за тебя спою!" Я просто хохотал, представляя, как спокойно стало Газманову от того, что всех его зрителей взял на себя Буйнов и заработал его деньги… Почему я был и остаюсь за бойкот? Потому что этот фестиваль изначально создавался как российский, он идет на русском языке, его ведут наши ведущие. И делался он на русские деньги. А санкции, которые в Юрмале применили власти Латвии стали оскорбительным жестом. Мне кажется, что нам захотели плюнуть в лицо и посмотреть, как мы на это будем реагировать.

    Но наши продолжали готовить фестиваль дальше, сославшись на то, что они не хотят обижать зрителей. Однако зрителям можно было объяснить: "После такого демарша мы не проводим этот конкурс, поскольку правительство Латвии ведет себя таким образом". Это было бы нормально и честно, порядочно. И очень достойно, как мне кажется! Конечно, нашлись бы и те, которые этого бы не поняли. Мне приходилось слышать, что в Латвии очень много людей, которые относятся к нам хорошо, и если мы будем проводить там фестиваль, то они потом отдадут голоса за партию, которая ведет правильную политику по отношению к России и к русским в Латвии… И если бы мы отменили конкурс, то, наверное, потом меньше избирателей отдали бы голоса той партии, которая и устроила этот демарш с объявлением трех наших артистов персонами нон-грата!

    У нас была возможность красиво уйти, хлопнув дверью. И провести тот же самый фестиваль совсем в другом месте, чтобы потом те, из-за кого он покинул Юрмалу, потом локти себе кусали! В том числе и из-за упущенных экономических выгод.

    - Артисты, которых назвали персонами "нон-грата", отнеслись к этому спокойно и с гордостью. Но их удивило покорное равнодушие большинства коллег. Иосиф Кобзон, например, посетовал на то, что "ему непонятна позиция коллег по цеху, которые, кажется, не замечают, что произошло и происходит". И добавил: "Не ожидал такого равнодушия и отсутствия "цеховой солидарности". Вы артист, который знает ситуацию на российской эстраде изнутри. Скажите, наши звезды думают только о себе, карьере и гонорарах? Понятия дружбы для многих из них не существует?

    Юрий Лоза: Ни один из тех артистов, кому закрыли въезд, не сделал ничего плохого Латвии, не сказал ни одного плохого слова. Их не пустили за их убеждения. За гражданскую позицию и за то, что они поддерживают российскую политику. Кобзон, Газманов и Валерия показали, что у них есть Отечество. А те, кто приехал, фактически подтвердили, что такие санкции оправданы, что им всем важнее обещанные "печенюшки". Что бы сделали в таком случае американцы? Они бы пожали плечами и уехали, потому что уважают свою страну: флаг, герб, дела… А наши приехали петь в Юрмалу, хотя им надо было уйти, чтобы не потерять остатки самоуважения. Но если человеку запрещают приезжать за убеждения, как после этого считать страну дружественной?

    Для кого-то "Новая волна" - это деньги, понты, связи. Да и ради эфира на телевидении кто-то готов пожертвовать многим… Ну а в итоге, полагаю, обидели нас всех. Выглядит все очень унизительно...

    Отчего наши не выступили все вместе против санкций? Для кого-то "Новая волна" - это деньги, понты, связи, да и ради эфира на телевидении кто-то готов пожертвовать очень многим. И на все остальное этим людям было наплевать - лишь бы соблюсти свои маленькие корыстные интересы, лишь бы попасть на этот конкурс, который ничего не решает! Агутин, например, заявил, что при любых раскладах выступит и споет песню памяти Юрия Варума, потому что он ее готовил и в ее исполнении видит свой долг. Похоже, для него было важнее спеть эту песню на конкурсе, чем проявить свою гражданскую позицию. Но я не могу его осуждать, да и никого из них не осуждаю… Просто есть позиция, и есть интересы страны! И надо понимать, что у нее тоже есть гордость - за свои приоритеты в мире, за свою политику, за преобразования, да много за что! Об этом и сказали трое артистов, которых не пустили в Латвию. А остальные промолчали. И выглядит все это очень обидно и унизительно…

    Причем после этого глупого запрета в Латвии никто перед нами на официальном уровне не извинился. Так как же нам после этого радоваться итогам "Новой волны"?!

    - Конкурс завершен, выводы уже можно делать. Как, на ваш взгляд, должна развиваться ситуация с Юрмалой дальше?

    Юрий Лоза: Надо поскорее бежать оттуда. Если хотят проводить конкурс на Балтике, то есть прекрасный город Светлогорск. Готовый курорт, который немцы считали лучшим на Балтийском побережье. Мы почему-то не считаем. Там уже строится прекрасный концертный зал, он почти готов.

    - Вряд ли это будет так просто - за годы проведения "Новой волны" некоторые организаторы и члены жюри обросли там связями в мэрии, кто-то имеет дачи, а потому приезжает в Юрмалу как к себе домой. И у перенесения конкурса наверняка будет много противников. Да и за год этого не сделаешь…

    Юрий Лоза: А почему они везут к себе домой российский конкурс? Да еще и плюют нам в лицо? Почему мы должны приспосабливать наш конкурс к их законам? И спрашивать у чиновников в Латвии: "Как мне думать и во что мне верить?". Я уверен: чтобы и в дальнейшем не пришлось утираться в подобных ситуациях, надо проводить такие конкурсы дома. И развивать в России курорты и их инфраструктуру благодаря таким конкурсам. Покупать дома, дачи и оставлять свои деньги здесь…

    Ну, а если не удастся перенести "Новую волну" в Светлогорск за один год, то можно - пока достраивается зал - провести его в Ялте. Там люди будут очень рады.

    Поделиться