28.07.2014 23:45
    Поделиться

    У регионов не хватает денег для запуска проектов ГЧП

    Удачной практике необходима информационная открытость
    Развитие ГЧП в России становится все более системным. Как сегодня выстраивается конструктивный диалог между бизнесом и властью, "РГБ" рассказал председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

    Комитет ТПП РФ по ГЧП был создан год назад. Как вы оцениваете в целом его деятельность?

    Павел Селезнев: Прежде всего комитет стал профессиональной площадкой, собравшей людей, которые сегодня понимают, что такое государственно-частное партнерство, и которые хотят его развивать в различных отраслях экономики. Это представители органов власти и бизнеса, банкиры и консультанты, научное сообщество. Сегодня это один из немногих компетентных органов, который позволяет вырабатывать совместные решения бизнеса и государства в сфере ГЧП. За год удалось разработать ряд системных документов, таких как методические рекомендации по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, методика оценки сравнительного преимущества ГЧП относительно госзакупок и др. Также наши специалисты принимали участие в доработке проекта федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ" и поправок в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", которые были недавно приняты.

    Расскажите подробнее о принятых поправках в концессионное законодательство.

    Павел Селезнев: Концессии становятся привлекательным инструментом для привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты. Важная поправка была принята в части распространения перечня объектов, в отношении которых могут заключаться концессионные соглашения, на объекты социального обслуживания населения. Эта норма должна стимулировать появление частных операторов, готовых идти в концессионные проекты, но многое будет зависеть от условий соглашения.

    В этом свете интересна норма, которая позволяет для обеспечения окупаемости инвестиций увеличить размер платы концедента, срок концессионного соглашения, размер принимаемых концедентом расходов, а также предоставить концессионеру дополнительные государственные или муниципальные гарантии. В частности, с вступлением в силу поправок распространение платы концедента будет осуществляться в отношении всех типов объектов, а не только автодорог, как это было ранее. Это важный фактор для того, чтобы концессионные механизмы стали более востребованы при реализации крупных инфраструктурных проектов. В новой редакции закона также обеспечивается механизм частной финансовой инициативы, в котором детально прописываются права и обязанности сторон при предложении концессионного проекта со стороны частного партнера.

    Другая важная поправка - возможность проведения совместного конкурса, если собственниками прав являются несколько публично-правовых образований. Это больше техническая норма, но важная именно для региональных концессий. И инвестор, и государство теперь будут обладать большей свободой при реализации проектов со смешанным имуществом.

    К 2018 году минимальный уровень развития ГЧП в субъекте должен будет составлять 64%. В прошлом году он составил 35%. Таким образом, за 4 года в среднем по стране необходим скачок с 35 до 70%. Поэтому сегодня в каждом субъекте необходимо сформировать комфортную институциональную среду для дальнейшей реализации проектов ГЧП

    Минэкономразвития утвердило новую редакцию методики оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов. Теперь одним из показателей является уровень развития ГЧП в регионе. Как формируется этот показатель?

    Павел Селезнев: Он состоит из трех блоков, отражающих полную картину развития государственно-частного партнерства в регионе: развитие нормативно-правового регулирования в сфере ГЧП, практика реализации проектов ГЧП, оценка инвестиционной привлекательности региона по версии "Эксперт РА". В распоряжении минэкономразвития прописаны определенные прогнозные показатели, согласно которым к 2018 году минимальный уровень развития ГЧП в субъекте должен будет составлять 64%. В прошлом году он составил 35%. Таким образом, за 4 года в среднем по стране необходим скачок с 35 до 70%. А наиболее значимым фактором, влияющим на развитие ГЧП в регионе, является формирование необходимых условий - развитие нормативной базы, выстраивание эффективной системы управления и пр. Поэтому сегодня в каждом субъекте необходимо сформировать комфортную институциональную среду для дальнейшей реализации проектов ГЧП.

    Что тормозит повсеместную реализацию проектов ГЧП?

    Павел Селезнев: Проекты запускаются проблемно в первую очередь потому, что у регионов порой не хватает средств на то, чтобы заниматься предпроектной работой. Никто не хочет рисковать и тратить ресурсы на предпроект, когда нет гарантии, что туда придет частный инвестор. Поэтому, чтобы изначально, на нулевом этапе у госзаказчика было понимание - придет частный партнер в проект или нет, должны привлекаться профессиональные консультанты или финансовые институты, которые помогут государственному органу сформировать компетентное предложение для рынка и займутся привлечением инвесторов. Какие-то регионы идут именно таким путем, другие ожидают непосредственно частной инициативы. Но мы считаем, что нужно подходить более системно. В каждом субъекте должна быть концепция развития ГЧП, в которой четко прописаны отрасли и направления, которые необходимо развивать, чтобы бизнес понимал, какой спрос существует в регионе на ту или иную услугу, предоставляемую государством с использованием частных инвестиций и частных компетенций. Важен системный подход и к вопросу организации привлечения инвестиций в сферу госуслуг. И предпроектное финансирование играет здесь ведущую роль.

    Участники недавнего заседания Координационного совета минздрава по ГЧП в здравоохранении одной из проблем называли недостаточное информационное сопровождение проектов. Что вы думаете об этом?

    Павел Селезнев: Проекты ГЧП изначально предполагают, что те услуги, за которые традиционно отвечало государство, начинают предоставлять частные компании. И этот факт, особенно в сфере социальных услуг, не всегда понятен населению. А на самом деле, как мы все знаем, одно из основных преимуществ ГЧП - это как раз повышение качества услуг благодаря использованию частными компаниями современных технологий, оптимизации процессов и пр. Просто об этом необходимо говорить. Необходимо проводить разъясняющие мероприятия, публичные слушания, средствам массовой информации следует уделять больше внимания проектам ГЧП. Нужна информационная открытость, тиражирование уже имеющихся успешных практик.

    Это важно также и для более активного привлечения частных инвесторов в проекты ГЧП. Например, в 2013 году в России прошел инфраструктурный конгресс "Российская неделя ГЧП", в котором приняли участие более 1,5 тыс. экспертов из разных отраслей экономики, руководителей федеральных и региональных государственных структур, представителей крупнейших банков, отечественных и зарубежных предпринимателей, общественных деятелей и журналистов. Были определены победители первой в России национальной премии в сфере инфраструктуры "Rosinfra". Таким образом, уже удалось сократить некоторый информационный вакуум в этой сфере. Такого рода мероприятия позволяют демонстрировать накопленные компетенции и опыт реализации проектов ГЧП, стимулировать участников рынка и тиражировать лучшие практики.

    Поделиться