28.07.2014 23:30
    Поделиться

    Малый и средний бизнес готов участвовать в крупных проектах

    Одна из главных задач развития ГЧП на уровне регионов или городов - привлечение малого и среднего бизнеса. О необходимости использовать в проектах ГЧП малый и средний бизнес и государство, и инвесторы говорят уже давно. Тем не менее сегодня в России при помощи ГЧП в основном реализуются только крупные инфраструктурные проекты. "Проекты ГЧП имеют довольно непростой формат. Их запуск требует относительно дорогой юридической и финансовой проработки, что не имеет смысла делать для отдельных небольших проектов. Поэтому использование ГЧП в России в основном ограничивается крупными инфраструктурными проектами. Кроме того, успешный запуск ГЧП-проекта требует плотного взаимодействия бизнеса с органами власти, что часто бывает нереально для малого и среднего предпринимательства", - пояснил "РГБ" глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам Моисей Фурщик.

    В части крупных ГЧП дело давно сдвинулось с мертвой точки. Однако до сих пор нет условий для использования схемы ГЧП при строительстве жилья и инфраструктуры. Но в ГЧП есть место и малому, и среднему бизнесу. "Перспективы ГЧП для небольшого бизнеса имеются. Они касаются относительно небольших типовых проектов, которые не требуют дорогостоящей проработки, а могут быть запущены путем адаптации ранее сделанных разработок. Эти проекты могут касаться строительства детских садов, школ и поликлиник, котельных и небольших ТЭЦ, локальных очистных сооружений", - полагает эксперт.

    Наиболее актуальная сфера для проектов ГЧП, ориентированных на малый и средний бизнес, - развитие инфраструктурных проектов, считает Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент": "Практически во всех отраслях низкая инфраструктурная обеспеченность выступает одним из ключевых негативных факторов, препятствующих более динамичному экономическому росту и расширению малого и среднего предпринимательства. Дефицит производственных мощностей, коммерческой и индустриальной недвижимости, недостаточное развитие транспортной сети, связи и инженерных коммуникаций - вот основные проблемы, существенно повышающие издержки почти любого бизнес-проекта, и решить их самостоятельно частный сектор, особенно МСБ, конечно, не может. Именно в этом направлении логично наиболее активно использовать инструменты ГЧП".

    Сегодня малый и средний бизнес зачастую участвует в крупных проектах на уровне субподрядчика. Договорная схема взаимодействия, как правило, выглядит следующим образом: концессионер заключает договор с генеральным подрядчиком, который, в свою очередь, заключает несколько контрактов с субподрядчиками на выполнение работ по разработке проектной документации, выполнению строительно-монтажных работ и т.д., если такая схема напрямую не запрещена концессионным соглашением. "На практике малые предприятия сегодня являются основными субподрядчиками при реализации крупных инфраструктурных проектов, в то время как крупные игроки выполняют роль генерального подрядчика", - говорит партнер инфраструктурной/ГЧП практики Stuart s Legal Елена Стюарт.

    При этом крупный бизнес пока не очень заинтересован включать малое предпринимательство в систему своих отношений с властью. Роль небольших предприятий крупные бизнесмены видят скорее в выполнении сервисных функций в своих проектах, но без участия в их проработке и запуске. Например, такими функциями может быть сервисное обслуживание отдельных объектов, построенных в рамках проекта ГЧП, или относительно небольшие подрядные работы при строительстве. "Необходимо существенно более широко применять практику привлечения МСБ к участию в мегапроектах. Естественно, небольшие компании не играют в этом случае определяющей роли, но большие проекты создают центры притяжения деловой активности и стимулирования внутреннего спроса. В свою очередь МСБ благодаря специализации может быть эффективно интегрирован в технологическую и производственную цепочку таких проектов", - добавляет Максим Клягин.

    Для того чтобы способствовать появлению локальных проектов власти и бизнеса, нужны надлежащие законодательные и экономические основания на уровне муниципальных образований или в области муниципально-частного партнерства (МЧП), уверена Елена Стюарт: "МЧП-проекты софинансируются из бюджета муниципального образования, в отличие от ГЧП-проектов, которые могут получать финансирование как из бюджета федерального значения, так и из бюджета регионов. Этот факт, в свою очередь, определяет уровень риска при реализации МЧП-проектов. Поэтому, если говорить о пошаговой схеме увеличения МЧП-проектов на рынке, то прежде всего это разработка соответствующих законов об МЧП на муниципальном уровне и их координация с имеющимся законодательством о ГЧП. Хотя более правильным было бы дополнение существующего законодательства о ГЧП нормами об МЧП, чем принятие отдельных законов, что может повлечь многочисленные правовые коллизии".

    Сегодня регулирование МЧП-проектов есть, например, в Махачкале, а также в виде плана мероприятий по развитию проектов МЧП в Набережных Челнах, Иркутске и Ставрополе. "Сейчас постепенно формируются предпосылки для массового запуска локальных проектов власти и бизнеса. Ситуация с бюджетами многих муниципалитетов становится все более напряженной, что заставляет их искать новые источники для реализации инвестпроектов. ГЧП - это максимально эффективный вариант для таких случаев. С другой стороны, и бизнес все более тяготеет к сотрудничеству с государственным сектором, так как традиционные рыночные ниши уже плотно освоены и почти не растут. А сотрудничество предпринимателей с муниципалитетами позволяет и риски снизить, и новые темы получить", - подчеркивает Моисей Фурщик.

    "Перспектива у ГЧП на местном уровне, безусловно, есть, однако для успешной реализации проектов у муниципалитетов должны быть деньги на хотя бы минимальные вливания со своей стороны. Часто этих денег попросту нет, и все проекты остаются на бумаге", - добавляет Марина Краснобаева, адвокат "Юков и партнеры".

    Поделиться