21.07.2014 23:23
    Поделиться

    Объективность расследования катастрофы зависит от участия ООН и ИКАО

    Расследование авиакатастрофы международными экспертами - гарантия, что не будут уничтожены или подделаны важные улики
    О расследовании причин авиакатастрофы Boeing-777 авиакомпании "Малайзийские авиалинии" корреспондент "РГ" беседует с членом правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президентом Консультативно-аналитического агентства "Безопасность Полетов" Валерием Шелковниковым.

    Валерий Георгиевич, можно рассчитывать на независимое и объективное расследование трагедии с малайзийским Boeing?

    Валерий Шелковников: Можно, если вмешается ООН. Уже появилась информация, что Совет Безопасности ООН рассматривает проект резолюции в связи с крушением Boeing на Украине. Этот документ должен предусмотреть обеспечение доступа к месту крушения самолета и организацию независимого тщательного международного расследования. Кроме того, проект документа содержит требование "всем государствам и другим участникам событий в регионе воздержаться от актов насилия против гражданских самолетов". Это вселяет надежду.

    Не могу не вспомнить еще одну трагедию - 1 сентября 1983 года, когда был сбит южнокорейский Boeing-747 нашим истребителем. Америка поспешила тогда объявить нашу страну "империей зла". По поручению ООН расследование проводило ИКАО. Расследование показало, что самолет уклонился от заданного маршрута вглубь нашей территории, а рядом с ним шли американские самолеты-разведчики. Вот такой оказалась истина. Ее надо найти и теперь.

    Повторю: расследование должны проводить международные эксперты. Только тогда будет гарантия, что не будут уничтожены или подделаны важные улики.

    Какие?

    Валерий Шелковников: Данные о взлетах и посадках, запусках ракет, переговорах диспетчеров с пилотами, полетные бланки, вплоть до планшетов пилотов и многое другое.

    Эксперты считают, что отправной точкой в расследовании может стать ответ на вопрос: почему украинские диспетчеры потребовали от экипажа уклониться от заданного маршрута и изменить эшелон полета. Информационные агентства приводят сообщение пресс-службы "Малайзийских авиалиний": в украинском воздушном пространстве самолет должен был лететь на высоте 10 668 метров. Но когда Boeing вошел в это пространство, ему снизили высоту до 10 058 метров.

    С чем могла быть связана команда диспетчера?

    Валерий Шелковников: Полет проходит по коридорам, определенным в межправительственном соглашении о воздушном сообщении. Этот коридор заносится в бортовой компьютер в точке вылета, в данном случае - в Амстердаме. Скорее всего, диспетчер порекомендовал командиру воздушного судна скорректировать полетный план из-за каких-то обстоятельств. Может, посчитал, что новый маршрут безопаснее. Хотя все пространство Юго-Востока Украины было объявлено закрытым только на высотах до 7 тысяч метров. А Boeing шел на эшелоне 10600 метров… Все очень странно. Это, действительно, один из важнейших вопросов.

    Трагедия произошла ужасная. К сожалению, просматривается опасная тенденция: гражданские самолеты становятся заложниками военных ситуаций, будь то боевые действия или просто учения. Надо сказать, что буквально за десять дней до авиакатастрофы Консультативно-аналитическое агентство "Безопасность Полетов" призвало ИКАО как можно скорее разрешить ситуацию по повышению безопасности полетов при организации воздушного движения над Украиной, Крымом и акваторией Черного моря. Промедление - недопустимо!

    Почему вы забили тревогу?

    Валерий Шелковников: Идут мощные учения на Черном море, их проводят и НАТО, и Россия. Но частью пространства над акваторией Черного моря управляет "Украэрорух", частью - "Крымаэронавигация". Самолеты летают, а согласования нет, нет координации. Политика политикой, однако в решении вопросов безопасности полетов должны участвовать профессионалы.

    Еще раньше, 5 и 10 июня, из-за бездарного планирования учений НАТО с применением средств радиоэлектронной борьбы в районе ответственности Евроконтроля произошла кратковременная потеря радиолокационной информации в воздушном пространстве Австрии, Германии, Чехии и Словакии. Проще говоря, диспетчеры "ослепли": с экранов их радаров пропали все метки самолетов, летящих по международным трассам! Это послужило поводом тщательного расследования Европейским агентством по безопасности полетов.

    Уже тогда эксперты заявили: немедленно должно состояться заседание ООН, немедленно должно быть дано поручение ИКАО. Для чего? НАТО проводит учения и не координирует это с гражданскими аэронавигационными службами. Украинцы также не координируют свои военные действия с органами управления воздушным движением. Этому надо положить конец.

    Мы предупреждали: может повториться трагедия 4 октября 2001 года, когда над Черным морем при проведении Украиной военных учений ракетой был сбит самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Кстати, мало кто помнит еще об одной подобной катастрофе над акваторией Черного моря: 21 сентября 1993 года в районе аэродрома Сухуми потерпел катастрофу самолет Ту-134А авиакомпании Transair Georgia, который летел из Сочи. На высоте 300 метров в самолет попала ракета с инфракрасным наведением…

    Политики будут в стороне, а люди погибнут - вот наши слова. К сожалению, так и случилось. В этой связи мы хотели бы задать несколько вопросов и авторитетному Евроконтролю, под оперативный контроль которого входит украинская аэронавигационная служба "Украэрорух".

    Какие, например?

    Валерий Шелковников: С начала марта в воздушном пространстве Украины, а значит и в зоне ответственности Евроконтроля постоянно происходили тревожные авиационные события. Почему Евроконтроль запретил полеты своих государств-участников над Крымом под предлогом того, что в его воздушном пространстве безопасность полетов не может быть гарантирована, но не имел возражений против выполнения полетов над территорией, где ведутся боевые действия? И, только после трагедии закрыл воздушное пространство над Украиной.

    Почему Евроконтроль не провел координационных совещаний с Госкорпорацией по ОрВД Российской Федерации, Украэрорухом, НАТО, Минобороны Украины и России в соответствии с требованиями Руководства ИКАО по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов?

    Почему, имея межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Малайзией, в котором говорится, что Украина несет ответственность за обеспечение безопасности полетов воздушных судов Малайзии над своей территорией, украинская сторона со своей задачей не справилась?..

    Самолеты сегодня оснащаются "умными" системами, которые могут предупредить экипаж об опасном сближении с другим бортом или, скажем, о столкновении с землей. А можно ли предупредить о ракетном нападении?

    Валерий Шелковников: Приведу пример Израиля. Год назад правительство этой страны приняло решение оснастить свой парк гражданских воздушных судов системами защиты от потенциальных угроз, представляемых переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Сообщалось, что система DIRCMS проходит дополнительную сертификацию типа на предмет ее соответствия стандартам ИКАО. Ожидается, что все самолеты израильских коммерческих эксплуатантов ("Эль Аль", "Аркиа" и "ИсраЭйр") будут летать с этим оборудованием. И, безусловно, риск авиационных происшествий будет гораздо меньше.

    Жертвы военных действий

    8 ноября 1983 года. Лубанго, Ангола. Самолет Boeing 737-2M2 авиакомпании TAAG-Angola был сбит одной из воюющих группировок. Погибли 130 человек.

    3 июля 1988 года. Персидский залив. Ракетой с американского военного корабля Vincennes был сбит Airbus А300В2-202 иранской авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек. По решению Международного суда, США выплатили компенсации семьям погибших.

    9 января 2007 года. Ирак. Самолет Antonov-26B-100 молдавской авиакомпании Aeriantur-M Airlines выполнял чартерный рейс на военную базу Balad. При заходе на посадку воздушное судно потерпело катастрофу. По поступившим данным самолет был сбит с земли. Из 35 человек в катастрофе погибли 32, включая пятерых членов экипажа.

    9 марта 2007 года. Сомали. IL-76TD белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines при заходе на посадку в аэропорт Могадишо был обстрелян ракетами. Возник пожар. К счастью, члены экипажа и миротворцы из Уганды смогли спастись.

    23 марта 2007 года. Сомали. Самолет IL-76 белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines выполнял полет из аэропорта Могадишо в Минск. Сразу после взлета по самолету было выпущено три ракеты. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту.

    13 ноября 2008 года. Ирак. Самолет Antonov-12 принадлежащий авиакомпании British Gulf International потерпел катастрофу сразу после взлета с военной базы Al Asad. Все погибли. По имеющимся сведениям самолет был обстрелян.

    Поделиться