09.07.2014 23:05
    Поделиться

    Уникальные росписи найдены в деревне на родине Петрова-Водкина

    Лето - сезон путешествий и открытий. И вовсе не обязательно быть Георгием Ушаковым или Семеном Дежневым, чтобы наносить на карту России новые достопримечательности. Можно это делать, как 28-летняя Юлия Терехова из Петербурга.

    "Вопреки" - это цитата с герба "Дома со львом" в селе Поповка Саратовской области, если бы у этого дома был свой герб. Есть много историй, которые случаются вопреки. И каждая из них по-новому удивляет своего слушателя.

    Дом нашли студенты. Они интересовались местным фольклором, исследуя окрестности Хвалынска, и вместе с преданиями старины глубокой жители села Поповка показали студентам ее наследие. Внешне - руины, внутри они сохранили росписи вековой давности. Центральный рисунок - лев с человеческой улыбкой. Лежит на берегу ручья. По соседним стенам - Георгий Победоносец, Херувим, на потолке - орел, в соседней комнате пастух во всю стену пасет гусей.

    Вопреки географии Юля узнала об уникальной находке. Вопреки ее любви к искусству народов Русского Севера очаровалась поволжским домом. Вопреки желанию хозяев дома продать его "на дрова" он все еще стоит в Поповке.

    Юля оставляет впечатление девушки увлеченной. Вижу цель, иду к цели - это про нее. Впрочем, было бы сложно представить себе человека иного склада, кто был бы способен сделать столько для дома в поволжской глуши, сколько сделала она.

    Она до крайности педантична и немного перфекционист. Не позволяет себе говорить того, в чем не уверена на 200 процентов. Например, в разговорах об авторе рисунков или первых хозяевах дома. Обе темы тайны. И хотя пара придуманных историй - никто не сможет проверить их подлинность - могли бы принести ей выгоду, чтобы убедить нового инвестора или собрать другой десяток волонтеров, на компромиссы она не идет.

    Но есть в Юле что-то еще, что сложно выразить словами, но не остается за пределами внимания. Вот, например, она пишет: "Это очень забавно - любить Дом и не очень жаловать место, где он находится. С другой стороны, Русский Север, который я люблю, - это бренд, а Хвалынский район - для многих еще неоткрытая страница. Будем работать. Посадим на участке сосенки, и будет у нас свой маленький Русский Север - для тех, кто, как и я, грезит болотами, комарами и огромными поветями".

    Так вот опять-таки, вопреки тому, что в природе желающие греться в бане встречаются чаще, чем искусствоведы, деньги в руки бывших хозяев дома передала Юля. Чтобы последующие несколько лет провести за поиском сумм, на порядок превышающих потраченные. С одной лишь целью - сохранить то, что время так старательно превращало в дрова для печи - "Дом со львом".

    Дом в Поповке - уникальный памятник народного искусства. И если ты не ценитель примитивизма, то внушить это смогут хотя бы рекордные почти сто квадратных метров площади рисунков и удивительно высокое качество сохранившейся росписи. Принято считать, что расписывать свои дома изнутри - прерогатива хозяев избушек на Русском Севере, Урале, Алтае или в Сибири. На доле Поволжья - резьба. Потому "Дом со львом" - снова исключение из правил.

    "Дом важен с научной точки зрения именно своей редкостью, площадью и сохранностью", - поясняет Юля. Она уверена, что это пример росписи, в которой отразилось восприятие мира старообрядцами, переданное художником с оригинальным и веселым взглядом на мир. "Это дает нам понять, что старообрядцы не грустные "изоляты". Что они внесли огромный вклад в культуру России".

    По ее словам, примитивизм может и не нравиться, и нет смысла навязывать вкусы. Но важно разделять личную любовь и понимание важности для искусства и культуры. Так же как и современное искусство можно не любить, но важно видеть его место в общей истории и чувствовать его связь с современным обществом.

    Кто был этот художник - загадка. Может, первый хозяин дома, расписавший свою избу. А может - художники, приехавшие для росписи местной церкви (как раз в 1910-х годах) и расплатившиеся за постой своим талантом. Фантазия и вовсе позволит углядеть невероятное сходство с картинами известного Нико Пиросмани. А как не вспомнить, что Хвалынск - родина Петрова-Водкина?

    "По легендам, существующим в селе, дом был занят предками нынешних владельцев еще в 1930-е годы, после того как прежних хозяев раскулачили и сослали, - пишет в феврале 2011 года новой хозяйке дома заведующая Музеем Петрова-Водкина в Хвалынске Валентина Бородина. - Дом уже был к этому времени расписан. На территории города и района была Гражданская война, все архивы Хвалынска сгорели еще тогда. В областном архиве найти какие-то "поповские" следы будет крайне сложно. Единственный путь хоть как-то продвинуться в направлении новых сведений - это отправить в это село хотя бы на неделю экспедицию студентов и порасспрашивать сельчан, может, кто-то что-то вспомнит. Я в свое время расспрашивала жителей Акатной Мазы об истории их села, и они рассказывали, что в 1930-е годы, после коллективизации, голода и пожаров, население села сократилось вдвое. Многие были сосланы, кто-то добровольно уехал на юг в поисках лучшей доли. Думаю, в Поповке происходило то же".

    С момента находки дома прошло 5 лет, с момента его перехода в руки искусствоведа - 3 года. За это время дом посетило 10 волонтерских лагерей. "Зарыта яма на участке, собраны и вывезены отходы и мусор, разобрано старое крыльцо дома; мужественные дамы провели уборку в доме (он стал светел), помыли окна, побелили печь; были привезены конструктивные элементы забора и материал для крыльца", - подведены итоги нескольких волонтерских лагерей в дневнике "Дома со львом" в Интернете.

    Результат работ - открытый музей. Внутри - чистота и порядок, вокруг - красивый забор, крыльцо - новое, ключи - у дяди Пети. Каждое изображение в доме говорит за себя с помощью электронного аудиогида. Херувим - дрожащим детским голосом: "Здравствуйте, я Херувим, то есть приближенный к Богу ангел, и у меня есть написанное имя - ХЕРУВИМ. В православной традиции икона без надписи не существует, а у нас в доме надписи целых две, у меня и у святого Георгия. Я выполняю важную функцию - охраняю наш киот, то есть самое священное место в доме. К сожалению, икону в киоте сохранить не удалось - вы понимаете, революция, коллективизация, советское время, лихие 90-е".

    Местная детвора радуется, когда приезжают новые волонтеры. К Юле подбегает самый смелый парнишка и спрашивает: "А можно мы пойдем в дом, сказки, - так он называет записи аудиогида, - послушаем?" Она, конечно, разрешает.

    Общение с местными, наверное, особая история волонтерского лагеря. Юля говорит, что хочет вовлечь местное население, чтобы они участвовали в сохранении памятника, понимали, что они - хозяева такого уникального объекта, и гордились этим.

    А она бережна не только к искусству, обнаруженному в "Доме со львом", но и к истории села. Во дворе у дома полуразрушенная пристройка из кирпича. Показывать этот остов не имеет смысла, но Юле он дорог, потому что кирпич, из которого она построена, сделан здесь же в когда-то "индустриально" развитой Поповке. Потому постройку она затянула реставрационной сеткой. Местные, небольшие знатоки в реставрации, приняли ее за сеть для ловли рыбы.

    "Дом, - говорит Юля, - это прежде всего среда. Это люди. Это место, где есть жизнь".

    Мнения

    Дарья

    студентка из Саратова

    "Это было супер! Получила огромный положительный заряд энергии! А самое интересное - это, конечно, люди, с которыми я познакомилась и до сих пор общаюсь. Если перед вами встает извечный вопрос: быть или не быть (волонтером в следующем лагере), не сомневайтесь - быть!"

    Анна

    волонтер

    - Главное - это люди! Такие разные, приехавшие издалека и не очень, искусствоведы, реставраторы, архитекторы, краеведы, историки, художники и не только. И все приезжают, чтобы внести свой вклад в сохранение культурного наследия. И это круто. В общем, каждый найдет себе свою мотивацию для поездки. Городские жители отвлекутся от жизни офисного планктона и вкусят все прелести деревенского быта с молоком "от коровы", баней и пробой гусиных яиц. Искусствоведы найдут богатый материал для исследования. Ну а просто энтузиасты познакомятся с интересными людьми и хорошо проведут время.

    Анна

    школьница из Москвы

    - Было интересно наблюдать, как люди разных профессий, возрастов, характеров и складов ума работают вместе, решают проблемы и учатся понимать друг друга. Хотелось бы отметить, что очень много людей хотят помочь, но у кого-то либо нет времени, либо еще чего-то. И они помогают, как могут. Например, директор местной школы позволила жить в здании школы, пока были выходные. Было забавно умываться в школьном туалете, варить макароны в чайнике, чистить рыбу в маленькой раковине для мытья рук и ночевать в спортзале. И другие местные тоже были готовы помочь и поддержать волонтеров.

    Из первых уст

    Рассказывает Юлия Терехова:

    - Расписные крестьянские дома, сохранившиеся до наших дней, - редкость, а росписи такой большой площади и такого высокого качества - вообще уникальная находка. Несмотря на то что по техпаспорту дом построен в 1917 году, скорее всего, он старше как минимум на 20 лет. Первыми его хозяевами, возможно, были некие старообрядцы по фамилии Ларягины, которых, как свидетельствует молва, сослали. В 1933 году дом купила семья тети Моти, Матрены Михайловны, где она и жила до 1973 года.

    Тетя Мотя - человек уникальный. У нее 13 детей! И огромное количество внуков-правнуков, которые летом съезжаются в Поповку. Матрена Михайловна говорит, что получает прибавку к пенсии за детей в размере 200 рублей. "Вот и разделите на всех!" - шутит она. В 1973 году дом тетя Мотя продала Тарасу Лазаревичу Сорокину, который жил тут до своей кончины в середине 2000-х.

    Нам удалось найти протокол допроса, в котором упоминается его отец, Лазарь Сорокин. "После этого мы разошлись, а Мокридин-Дорофеев остался в доме, Глухов С.Г. и Барыкин С.Ф. пошли с женами на огород, садить картофель, а я, Осипов, пошел по с. Поповка к Глухову С.Е. и по дороге встретил Сорокина Лазаря, которого наедине посвятил в свои планы мщения, на что получил одобрение с его стороны, и он, Сорокин, обещал принять в деле к/р работы активное участие, т.к. он - зажиточный единоличник и колхозы отобрали у него лучшие земли". ("Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД". Том 3, книга 2. 1933 г.).

    Главная жемчужина дома - лев в голубой гостиной. Некоторые считают, что он похож на львов Пиросмани. Добродушный лев лежит на берегу ручья в окружении некоторого парка и птиц.

    Святой Георгий пронзает, как он это обычно делает, змея. Однако по сценарию рядом должна быть св. Елизавета, из-за которой и совершилось "Чудо Георгия о змие". И действительно, она скромно притаилась за киотом, так скромно, что разглядеть ее удалось только в третий приезд. Видимо, киот был куплен и смонтирован после того, как была выполнена роспись.

    А около печи - композиция, которая многим кажется особенно странной: женщина поливает огромный куст, растущий из кадки. Надо сказать, что такие кадки есть на иконах, только там они - башни. Тем, кто захочет увидеть здесь древо жизни, не буду мешать.

    Древо жизни растет вверх, взглянем туда и мы с вами. На плафоне красуется орел, а рядом с ним, в похожем круге, некто с ветвью. Лев, орел и этот некто не наталкивают ли на мысль о 4 символах евангелистов?

    Если есть орел (Иоанн), лев (Марк), ангел (Матфей), то, по правилам сказки, должен быть и бык (Лука). И он есть. Видите закрашенную серо-зеленой краской область справа от двери? Там-то бык и есть. Несмотря на слой краски, прекрасно видны очертания рогов, крупа и... вымени. Думается, мастер был весельчак, раз так свободно трактовал евангельские образы.

    Вторая комната - розовая спальня, как в лучших домах. На стене спальни изображен пастух, который гонит гусей. Обычное дело и для современной Поповки. Легенда связывает пастуха с первым хозяином дома, который, опять же по преданию, был старообрядцем, а наш смотритель дядя Петя утверждает, что в образе пастуха и вовсе портретирован этот самый первый хозяин. Конечно, не стоит принимать слова местных жителей за отражение действительности, однако о пастухе сложилось какое-то представление - большее, чем о других фигурах. И можно было бы пока его не трогать...

    Однако когда я выложила фотографии дома в Интернете, пользователь zotov указал, что в образе нашего пастуха может скрываться святой Трифон! Он привел такую цитату: "Святой мученик Трифон, типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты".

    Действительно, если все росписи дома выполнены по мотивам иконописи, то почему бы нашему пастуху и не быть св. Трифоном, тем более он так похож по описанию. Отсутствие нимба zotov объясняет так: возможно, в этом образе изображен и сам святой, и хозяин дома, носивший имя Трифон. Теперь предстоит узнать, если это возможно, жил ли здесь когда-либо Трифон. Но уж пастух теперь точно обрел свое имя.

    Справка "РГ"

    Адрес "Дома со львом": Россия, Саратовская область, Хвалынский район, село Поповка, переулок Пушкина, 5. Из Москвы ехать примерно 14 часов.

    Приехать в "Дом со львом" в качестве волонтера может любой желающий.

    Информацию о следующих лагерях можно узнать на:

    http://vk.com/lion_house

    Поделиться