10.07.2014 17:59
    Поделиться

    Валерий Кичин: Триллер "Превосходство" продиктован двумя страхами

    "Превосходство" - нано-триллер, который взрывает компьютерные мозги
    Фантастический триллер "Превосходство" продиктован двумя популярными страхами. Первый: что будет, если мы все окончательно эмигрируем в интернет, и наше общение с виртуальными призраками друг друга станет единственным видом человеческих коммуникаций? И второй: что будет, если в результате этот радужный мыльный пузырь лопнет, и нашими айфонами останется подпирать двери, чтобы не захлопнулись от сквозняка?

    Тема искусственного, способного обогнать природное и стать ему враждебным, в кино засвечена давно, а сказочные корни ее уходят едва ли не к Голему и Франкенштейну. В этом смысле "Превосходство" продолжает традицию Стэнли Кубрика ("2001: космическая одиссея", идея "Искусственного разума") и недавнего полушутливого фильма Спайка Джонса "Она". Все начинается кадрами очередного апокалипсиса: интернета  больше нет, и жизнь откатилась к первобытным формам. Потом и фильм откатится на пяток лет назад, когда дружная семья - доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) с любящей женой Эвелин (Ребекка Холл) разведывает перспективы искусственного разума и уже соорудила мыслящий компьютер Пинн, говорящий женским голосом и наделенный некоторым остроумием. При этом борьба консерваторов с революционными нанотехнологиями уже достигла полного накала - с взрывами и стрельбой. Так что непосредственно после триумфальной лекции об искусственном разуме доктор Кастер упадет, сраженный бандитской пулей. Пуля будет не простой, а с изотопами, и Кастеру останется жить две недели. Неспособная смириться с предстоящей потерей Эвелин загружает в компьютер его сознание, после чего Кастер будет с нею общаться уже с того света в виде говорящей головы на мониторах. Эта голова будет преследовать ее и нас повсюду, напоминая глобального убийцу Тотенкомпфа из "Небесного капитана" или, что еще хуже, говорящую маску Гудвина Великого и ужасного из детской сказки про Изумрудный город.

    Но авторы нано-фильма, судя по всему, не ощущают этих неизбежных комических параллелей и строят свой сюжет с пафосом первооткрывателей кубика Рубика. Создавая атмосферу научности, они будут щедро рассыпать с  экрана термины - от "эволюции" и "регенерации" до обещанной названием "трасценденции", но кадр от кадра фильм будет все больше напоминать неряшливо придуманную сказку. Это ощущение особенно остро в моменты, когда Кастер на том свете разовьет свои таланты до полной универсальности и примется излечивать смертельные раны если не живой водой, то некими заковыристыми электродами. Слепые у него начинают видеть, безногие ходить, но убедительно думать по-прежнему не может никто из персонажей.

    Хотя в принципе мне нравится такая нановерсия того света: в ней что-то есть. Есть о чем подумать: например, что такое личность - ее несовершенное тело или ее сознание, которое можно развивать и, как в случае с Кастером, довести до степени гениальности? На этом можно строить и философские трактаты и художественные антиутопии. Единственно необходимое условие здесь, кроме таланта, - некая сумма знаний у автора, превосходящая эрудицию среднестатистического зрителя. Но автор "Превосходства" сценарист-дебютант Джек Паглен не может похвастаться интеллектуальным превосходством: он щеголяет терминами с гордостью ученика, списавшего с чужой шпаргалки, - щеголяет, но не понимает. Мудреные термины для него такой же эффектный антураж, как интерьеры стерильной лаборатории, выстроенной потусторонним доктором в мертвом городе посреди пустыни. Как боевые отряды солнечных батарей, только подчеркивающие ученически дилетантский характер этого фэнтези.

    Картина стала режиссерским дебютом хорошего оператора Уолли Пфистера, снимавшего "Бэтмена" и "Темного рыцаря", а также сходное по стилю "Начало" Кристофера Нолана. Картинка выразительна и здесь: вычищенные до блеска коридоры подземной лаборатории исправно контрастируют с ожидающей человечество глобальной разрухой, хотя мерцающие мониторы и футуристические интерьеры вполне стандартны и безжизненны. Настроение надвигающегося апокалипсиса хорошо подкрепляется почти инфразвуковыми волнами тревожного саундтрека Майкла Данны. Но во всем этом декоративном пространстве непонятно что делают хорошие актеры Морган Фримен, Пол Беттани и Киллиан Мерфи. Особенно неясно, как залетел сюда Джонни Депп. Конечно, прической он слегка смахивает на Эйнштейна, но, наблюдая его героя, мертвого уже с первого появления на экране, невольно вспомнишь Джека Воробья, живого и без нанотехнологий.  Деппу вообще последние годы не везет: достаются роли или цирковые, когда из-за маски лица не разглядишь, или вот такие картонные.

    Вполне профессионально снятое "Превосходство" столь обезоруживающе беспомощно в своей интеллектуальной составляющей, что после фильма выходишь со странным послевкусием долгой научной беседы в детском саду с цветными картинками местных гениев на стенках.

    Поделиться