06.07.2014 23:32
    Поделиться

    Как в Нью-Йорке борются с курением

    Россияне никак не хотят смириться с запретом курения в общественных местах, барах и ресторанах, в поездах и на платформах. И нарушают закон. За первый квартал этого года нарушителям выписали штрафов на 17,4 миллиона рублей.

    Скептики уверены: в нашей стране закон не заработает, мол, не та у нас ментальность. Эксперты смеются: так заявляли во всех странах, где внедрялись аналогичные и более строгие запреты. Проходило время и ситуация менялась на 180 градусов. Один из ярчайших примеров Нью-Йорк, где больше 10 лет действует одно из наиболее жестких антитабачных законодательств в США и мире. За это время число курильщиков там снизилось на треть, а те, кто сохранил привычку, курить стали гораздо меньше.

    Корреспондент "РГ" совершил прогулку по этому городу и выяснил, в чем там секрет чистого воздуха.

    План Блумберга

    Нью-Йорк город, который не спит. Так представляют его гиды туристам. И говорят они чистую правду. В какое бы время суток ты ни очутился, скажем, на Манхэттене, окунешься в полноценную и многолюдную жизнь. Я бы добавила: это город, который не спит и не курит. Гуляя по его улицам в течение недели, я только дважды столкнулась с "дымящими" людьми. Первым был колоритный темнокожий мужчина, очищавший мусорные баки. Вторая - туристка из России.

    При этом нью-йоркцы - люди не с другой планеты. "Высокая сознательность" им прививалась десятилетие. "Когда мэром города стал Майкл Блумберг в 2002 году, - рассказала директор по коммуникациям департамента здравоохранения Нью-Йорка Бес Килгор, - борьба с табаком стала приоритетом". Тогда в городе курил каждый пятый житель (21,5 процента).

    Увидев человека, затянувшегося в неразрешенном месте, житель Нью-Йорка не постесняется сделать ему замечание

    Блумберг разработал план действий, который включал в себя 5 пунктов: повышение налогов, новое антитабачное законодательство, включающее в себя запреты на курение, помощь по отказу от привычки, просвещение населения и оценка эффективности. Важное условие - все пункты должны были заработать одновременно. Сейчас в городе "дымят" около 15 процентов жителей, из них более 40 процентов делают это не каждый день.

    Кредит на сигареты

    Вы не купите в Нью-Йорке сигареты дешевле 11 долларов за пачку. Может быть, в США такие зарплаты, что эта сумма невелика? Этот вопрос я задала Бес Килгор. Она пояснила: средний доход семьи в Нью-Йорке 50 - 60 тысяч долларов в год, после вычета налогов порядка 40 тысяч. На семью, живущую в городской квартире. Значит, в месяц муж с женой зарабатывают совокупно в среднем 3,3 тысячи долларов. В перерасчете на российские деньги порядка 115 тысяч рублей. Средняя зарплата в Москве 56 тысяч рублей, значит, средний доход двух супругов 112 тысяч. Суммы сопоставимые. При этом самые дешевые сигареты в Нью-Йорке стоят больше 380 рублей за пачку, а в Москве в среднем 50 рублей. Почувствуйте разницу. Наверное, поэтому витрины банков в Нью-Йорке анонсируют: "Мы даем кредиты на покупку недвижимости, загородных домов и сигарет". Понятно, что 40 тысяч долларов в год зарабатывает не каждая семья. Есть люди, живущие гораздо беднее, а есть и богаче. Как и в России.

    "Повышение налогов самый эффективный способ снизить распространенность курения", - продолжает Бес Килгор. Посчитано: в среднем увеличение цены сигарет на 10 процентов приводит к снижению спроса среди взрослых на 4 процента и среди молодежи на 7 процентов.

    По закону Нью-Йорка сигареты в городе не могут стоить дешевле 10,5 доллара за пачку. В итоге цены варьируются от 11 до 14 долларов. 68 процентов цены, или не менее 7,7 доллара, - это налоги в бюджет города, штата и федеральный. Табачных налогов в Нью-Йорке собирается почти 1,5 миллиарда долларов в год. В штате Нью-Йорк запрещена пересылка сигарет, ограничены почтовые и интернет-доставки внутри штата, так что "выписать" себе этот товар по "дешевке" из соседних штатов, где более низкие налоги, нью-йоркцы не могут. До недавнего времени в городе были разрешены продажа сигарет поштучно, дисконтные промоакции - купи две, получи третью. Но теперь запрещено.

    И дома не хозяин

    Где курят жители и гости Нью-Йорка? В общественных местах нельзя. "Когда мы пойдем на обед, вы увидите, во время перерыва люди выходят на улицу и курят. Большая концентрация курящих в районах, где более бедное население", - говорит вице-президент Фонда здоровья легких Сандра Маллин. Она объяснила: если толпа на улице собирается неорганизованно, курить можно. На Уолл-стрит, к примеру, без проблем. А вот если это место сбора людей, скажем, остановка транспорта или очередь, курить запрещено. Нельзя "дымить" во время проведения культурных и спортивных мероприятий на улицах, во всех детских учреждениях, школах, детсадах.

    Законодательство об ограничении курения вступало в Нью-Йорке в силу в четыре этапа. В 2003 году было запрещено "дымить" на всех рабочих местах, включая кафе, бары и рестораны. В 2009 году на территориях, прилегающих к зданиям, не ближе чем за 25 футов от входа (8 - 9 метров), а также во всех медучреждениях без выделения каких-либо зон для курения как для пациентов, так и для медперсонала. В 2011 году "дымить" запретили во всех городских парках, на пляжах, в зонах отдыха. В 2012 году городской университет Нью-Йорка - самое большое в стране учебное заведение, в которое входит множество университетов, колледжей, кампусов, добровольно объявил себя зоной smoke free. В 2014 году были взяты на прицел электронные сигареты. Все ограничения относительно табачных изделий стали распространяться и на них.

    "Когда меры разрабатывались и внедрялись, было большое общественное сопротивление. Среди аргументов - в ресторанах и барах упадет количество посетителей, бизнес будет разрушен", - рассказывает Бес Килгор. Знакомые для нас, россиян, доводы, не так ли? Но, продолжает Бес Килгор, прошло 10 лет, и мы знаем, что посещаемость баров и ресторанов увеличилась на 8,7 процента. Число работников этих заведений выросло на 7 процентов. В шесть раз улучшилось качество воздуха в них. Создавались тогда же и "ассоциации защиты прав курильщиков", спонсируемые табакопроизводителями, которые пытались влиять на сознание людей. Но и эти медиавойны ушли в прошлое. Сейчас, если табачные компании что-то не устраивает, они идут в суд. И, кстати, большинство дел проигрывают, признается Бес Килгор.

    В подъездах, на лестницах жилых домов курить тоже нельзя. Можно только у себя в квартире, если это не запрещено внутренними правилами. Исследования показали: если в многоквартирном доме с централизованной вентиляционной вытяжкой разрешено курить в квартире, никотин в крови детей обнаруживается на 45 процентов чаще, чем в домах smoke free. А увеличение в городе количества домов smoke free на 1 процент приводит к снижению на 0,4 процента синдрома внезапной смертности у детей и на 1 процент у взрослых. Это серьезные аргументы. И они подталкивают все больше домов в Нью-Йорке объявлять себя зоной, свободной от курения.

    За соблюдением правил следят не только специнспекции, но и граждане. Увидев человека, курящего в неразрешенном месте, житель Нью-Йорка не постесняется сделать замечание. "Гражданская активность объясняется тем, что в обществе стало нормой не курить. Страдающих этой зависимостью меньшинство", - поясняет Сандра Маллин.

    Сила рекламы

    Большую помощь в борьбе с табаком оказала реклама. Графическая и телевизионная. Эмоциональная и шоковая. Она шла круглосуточно 7 дней в неделю. И заставляла людей обращаться за помощью, звонить на "горячую линию", подводила их к тому, чтобы бросить курить. Рассказывала о вреде табака и о том, чего можно избежать, если отказаться от него. Первая кампания в Нью-Йорке называлась "Сигарета съедает тебя живьем". Были живописно показаны последствия курения на органах, и сообщался телефон "горячей линии" по отказу от привычки, звонки на который во время ее проведения "зашкаливали".

    Но людей не только пугают. Им объясняют, что бросить никогда не поздно, и приводят медицинские данные: например, через 8 часов после курения содержание красных телец в крови возрастет до нормального уровня. И если отказаться от привычки совсем, то риск инфаркта, инсульта через 10 лет вернется к нормальному уровню. "Информацию лучше давать "волнами". И постоянно надо искать новые подходы, чтобы люди к ней не привыкали", - рассказывает Ребекка Перл, руководитель спецпроектов Фонда здоровья легких. Длится одна такая кампания пять недель, потом перерыв. Всего пять кампаний в год.

    Особо "трудные" курильщики - это "лайт", то есть те, кто курит не каждый день. Их в Нью-Йорке почти половина среди курильщиков. Их не "запугаешь" повышением цены, они не считают себя курильщиками. Но и на них рассчитаны информационные кампании. Например, мать ребенка, болеющего астмой, рассказывает, как плохо становится ее сыну от табачного дыма, как ограничивается его жизнь и сколько она вынуждена тратить на лекарства. На "лайт" действует и ограничение продаж. Если сигареты поблизости не продаются, он не пойдет их искать по всему городу. Несколько месяцев назад крупнейшая торговая сеть в США отказалась продавать табачную продукцию. И еще - человеку моложе 21 года сигареты в Нью-Йорке не продадут. Этот ценз, введенный полгода назад, имеет смысл - чаще всего люди начинают "дымить" в возрасте 18 - 21 год. И есть надежда, что ряды курильщиков будут пополняться еще медленнее.

    Поделиться