02.07.2014 23:02
    Поделиться

    Владимир Зельдин: У человека всегда должно быть состояние влюбленности

    10 июля на сцене "Славянского базара в Витебске" будут чествовать лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 гг. Владимир Зельдин удостоен премии за исполнение роли Дон Кихота в спектакле "Человек из Ламанчи". Этот артист давно заслужил право быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, ведь в мировой театральной практике нет ни одного действующего актера в возрасте 99 лет.

    Владимир Михайлович, в детстве вы мечтали стать танцовщиком, моряком, но стали актером...

    Владимир Зельдин: Против балета был отец, а в военно-морское училище меня не взяли из-за слабого зрения. Пошел на завод учеником слесаря, потому что после смерти отца семье не на что было жить. И как-то, прогуливаясь после работы по Каретному Ряду, увидел объявление о приеме в театрально-производственное училище при Театре им. МОСПС. Дай, думаю, попробую. Меня прослушали и попросили прийти через неделю. Я за неделю совершенно забыл о своем поступлении. Вспомнил, пришел, смотрю списки висят, и, что самое удивительное, я в этих списках.

    В фильме "Свинарка и пастух" вы с Мариной Ладыниной поете "Песню о Москве" Тихона Хренникова. Откуда такая музыкальность, слух?

    Владимир Зельдин: Музыка царила в нашей семье. Отец окончил Московскую консерваторию по классу тромбона, потом дирижерский факультет. А когда мы переехали из Козлова, где я родился, в Тверь, создал там оркестр.

    Как стали киноактером?

    Владимир Зельдин: В одном спектакле я сыграл грузина, и в этой роли меня увидела ассистентка кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева. Он как раз искал актера на роль пастуха Мусаиба. Мне предложили прийти на пробы. Утвердили. Но работа над этой картиной была прервана из-за Великой Отечественной войны. Пырьев ушел добровольцем на фронт, я получил направление в танковое училище. Но Сталин велел продолжать съемки. Всех вернули на съемочную площадку.

    Когда вышел фильм?

    Владимир Зельдин: В сорок первом. Днем снимали картину, периодически убегая в укрытия во время воздушных атак. А ночью с огромными железными щипцами я дежурил на крыше своего дома, гасил зажигательные бомбы.

    Вы написали книгу "Моя профессия: Дон Кихот". Это ваш любимый персонаж?

    У человека всегда должно быть состояние влюбленности. Я влюблен в свою жену Иветту. Она для меня самый дорогой подарок, который преподнесла жизнь. Нашему союзу 50 лет

    Владимир Зельдин: Конечно. Мне давно хотелось сыграть человека доброго, влюбленного в жизнь, стремящегося к истине. Строчки из спектакля стали моим девизом: "Мечтать! Пусть изменит мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи. И жить до скончанья времен".

    Какая для вас самая большая радость в жизни?

    Владимир Зельдин: Когда помогаешь людям.

    Ощущаете ли вы возраст?

    Владимир Зельдин: Биологический возраст не совпадает с паспортными данными. Я никогда не курил, не пил и не пью. Даже испанское вино, которое мне в знак благодарности за роль в "Человеке из Ламанчи" прислал посол Испании, отдал своим коллегам. Но со спортом дружил. Любил коньки, лыжи, верховую езду. Был награжден нагрудным знаком "Ворошиловский всадник". Кстати, в манеже тренировался с сыновьями Микояна и Васей Сталиным.

    Как вам удается сохранять такой интерес к жизни?

    Владимир Зельдин: Важно сохранять в себе детскость. Я никогда не боялся быть смешным, особенно в таком возрасте, в каком я нахожусь сейчас. Нужно быть влюбленным каждую минуту. Это дает энергетику, интерес к жизни. Бывает, приходит коллега в новой кофточке или с новой прической. А я спрошу, где купила обновку. Вообще очень люблю женщин. У человека всегда должно быть состояние влюбленности. Я влюблен в свою жену Иветту. Она для меня самый дорогой подарок, который преподнесла жизнь. Нашему союзу 50 лет. Недавно отметили золотую свадьбу.

    Как вы познакомились со своей супругой Иветтой Евгеньевной?

    Владимир Зельдин: А познакомились в бюро пропаганды киноискусства в Союзе кинематографистов СССР. Вета работала там редактором. Я горд тем, что даже в очень почтенном возрасте продолжаю работать в театре и все благодаря ей. Жена и водитель, и секретарь, и кулинар...

    А вы легкий человек в семейной жизни?

    Владимир Зельдин: Не очень...

    Как появился спектакль "Дон Кихот"?

    Владимир Зельдин: Дон Кихот - это отдельная история. Это была идея Юлия Гусмана. Мы вместе были на "Киношоке" в Анапе. Юлик все время смотрел, как я купаюсь в холодной воде, когда все плавали в теплом бассейне, и предложил сыграть Дон Кихота.

    Вы такой закаленный?

    Владимир Зельдин: Да, тысячу раз выходил на сцену. 105 спектаклей прошло при полнейших аншлагах.

    Что в планах?

    Владимир Зельдин: У меня неплановое хозяйство.

    Ходите ли в другие театры? Какие современные спектакли смотрели?

    Владимир Зельдин: Я - консерватор. Спектакли в декорациях банкетного зала не признаю. Когда в опере "Евгений Онегин" герои бьются на столе в доме Лариных, я этого не понимаю. Или когда переделывают текст гениального Шекспира - не признаю.

    Виктюка смотрю. Замечательно. "Таланты и поклонники", "Мольера" в театре Сатиры. Спектакль "Пристань" в Театре имени Вахтангова. Нас пригласил Римас Туминас посмотреть в его театре "Евгения Онегина". "Дядю Ваню" Кончаловского смотрел. Великолепный спектакль.

    Как вы оцениваете присуждение вам премии Союзного государства?

    Владимир Зельдин: Мне приятно было, когда Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота вручил диплом и поздравил с премией. Я ведь впервые удостоен такой важной премии. Признаюсь, был номинантом многих премий, но они как-то пролетали мимо. Меня прокатывали. Я к этому отношусь достаточно легко. Меня хорошо принимают зрители за мою творческую деятельность.

    Какие ваши годы, еще все премии впереди.

    Владимир Зельдин: Мне и рубля не накопили строчки... Самое главное - я продолжаю служить своему Отчеству, своему народу, театру. Я люблю Театр Российской армии. Это мой дом. Я в нем прослужил более 70 лет. Такого театра нет в мире.

    И в чем же его уникальность?

    Владимир Зельдин: Это театр особенный - военный.

    Какие у вас творческие связи с Беларусью?

    Владимир Зельдин: Я был в Беларуси - участвовал в "Славянском базаре в Витебске". А после поехали по городам Витебской области с концертами. Очень хороший там зритель. Но не только это меня подкупает в белорусах. Поездка была очень четко организована. В Беларуси порядок, чистота, нет преступности. А когда спрашивали белорусов про жизнь, то в ответ слышали, что они очень довольны - зарплату не задерживают, картошка есть. И дисциплина у них на высоте.

    Поделиться