03.07.2014 11:17
    Поделиться

    В Казани беженцы с Украины подрабатывают сортировкой гуманитарной помощи

    Столица Татарстана принимает беженцев с Украины
    С каждым днем в Казани становится все больше беженцев с Украины, а среди них немало татар, вынужденных вернуться на историческую родину.

    Корреспондент "РГ" познакомился с несколькими семьями и узнал, как они обживаются на новом месте.

    Куда податься?

    Казань - город, отдаленный от российско-украинской границы. Так что здесь не очень много беженцев, приехавших, что называется, в никуда. Едут в основном к родственникам. Впрочем, среди казанцев немало сердобольных людей, готовых принять семьи с юго-востока Украины. В социальных сетях можно встретить объявления такого рода: "Примем добрых людей (семью) из Новороссии на ПМЖ. Старенький, но теплый дом с печью, 20 минут от Казани. Предметы первой необходимости есть. Не "шикарно", однако помощь и доброе отношение будут". Или: "Русская семья, живем в Казани, примем беженцев из зоны боевых действий. Частный дом, три комнаты. Дети не помеха. Поможем, чем сможем".

    Предлагают в соцсетях беженцам и работу. Вакансии самые разные: врач, сторож при храме, сварщик, токарь, шлифовщик мебели. Зарплата до 20 тысяч рублей.

    Кроме того, в Казани действуют четыре пункта сбора помощи жителям юго-востока Украины, где переселенцам выдают сухой паек и пятьсот рублей. Здесь же волонтеры принимают вещи, продукты и медикаменты от жителей Казани.

    Бегство из Славянска

    В одном из таких пунктов мы встретились с Маратом (его фамилию он попросил не называть), пятидесятилетним жителем Славянска. Вышло так, что именно здесь он нашел временную работу. Буквально две недели назад с семьей покинул родной город и теперь за пятьсот рублей в день сортирует и грузит продукты, вещи, медикаменты, предназначенные для земляков. Родина, что называется, не отпускает.

    - Я приехал с женой, тещей и кошкой, - начинает свой рассказ Марат. - Покинуть город заставила самая настоящая война. Каждый день артиллерийские залпы, взрывы, более четверти Славянска разрушено. Когда мы уезжали, наша квартира была еще цела, только в мастерской (я художник) повыбивало окна. Вообще наш микрорайон единственный, где был свет, газ и интернет. В основном стреляют по окраине - там стратегически важные объекты. Используют запрещенные мины, которые разрываются в 9-10 метрах от земли, и от них во все стороны разлетаются осколки. Взрывной волной выбивает окна. Мы свои заклеили обоями изнутри, завесили одеялами, а снаружи иконы поставили. Жили в темноте.

    На отъезд семья долго не решалась, тяжело было покидать родной дом. Но больше всего переживали за дочь, которая на тот момент оказалась в Киеве. В мае, еще до обострения ситуации, поехала в командировку, а обратно ее уже не пустила война.

    И все же родня из России уговорила семью уехать. До границы довез дальний родственник, а на российской стороне встретила сестра.

    Заложники войны

    Теперь семья пытается начать жизнь с чистого листа. Надежды на возвращение практически не осталось. В будущем Марат рассчитывает найти работу по специальности. Правда, после похода в миграционную службу несколько засомневался, а нужен ли он здесь?

    - Статус беженца не дают, только могут оформить как вынужденного переселенца, - сетует Марат. - На прием записали лишь на седьмое августа. А мне земляки рассказывали, что поначалу быстро оформляли.

    В УФМС по РТ подтверждают, что пока статус беженцев получили только четыре человека. Еще 24 гражданам Украины выдали разрешение на временное убежище. Что касается квот для мигрантов на 2014 год, то они в Татарстане выбраны. Впрочем, для украинцев делают исключение.

    Если не касаться бюрократических проблем, то на новом месте Марата все устраивает.

    - Мне здесь, конечно, легче, чем жене и теще, - признается он. - Наверное, потому что я к родне приехал, татарский язык знаю. Казань мне очень нравится. Я никогда не думал, что увижу, как умирает мой Славянск. Закрываются банки, пустеют магазины. Работы ни у кого нет, ни у простых людей, ни у зажиточных. Все мы оказались в одинаковых условиях. Заложники событий.

    Марату горько наблюдать, как разделились люди на Украине.

    - Всех как будто накачали ненавистью. Вчерашние друзья готовы убить друг друга. Да, множество славянцев с оружием в руках встало на защиту своего города. Но вот вопрос, от кого? Там ведь тоже наши братья, введенные в заблуждение.

    Прятались в погребе

    Вторая моя собеседница поначалу представилась Аллой Логвиненко. Вот уже месяц она с четырнадцатилетним внуком Сашей живет в Казани у сестры. Но оказалось, что на самом деле ее зовут Альфия. Родом она из Татарстана. В свое время перебралась в городок Лисичанск, что в Луганской области. Вышла замуж за украинца. Так из Альфии Шафиговны превратилась в Аллу Александровну. За годы жизни в Лисичанске она приобрела и певучий украинский говор, но при этом не забыла родной язык. Для Казани такая "гэкающая" татарка настоящая экзотика. Впрочем, хоть Альфия Логвиненко и вернулась на родину, радостным это событие не назовешь.

    - Мы уехали, когда поблизости начали стрелять, - рассказывает она. - Снаряд, он же без глаз, куда попадет, туда попадет. Как сирена завоет, мы в погреб спускаемся. Страшно было в первую очередь за внука. Я не хотела ехать, меня дети оттуда просто выгнали, а сами остались. У сына был обширный инсульт с кровоизлиянием, ему сделали трепанацию черепа. Куда он больной поедет?

    Добирались от Лисичанска до Казани на автобусе. На блок-постах особо не придирались. А вот на украинской границе возникла проблема. Оказалось, что у Аллы не хватает одного документа.

    - Нас уже высадили из автобуса, но я говорю: "Ну куда я поеду? Вы же знаете, что Лисичанск обстреливают!", - рассказывает она. - Молодцы ребята, пропустили нас. А я так переволновалась, что давление подскочило, кровь носом пошла.

    Долгую дорогу пожилая женщина перенесла тяжело. Сильно отекли ноги. В Казани три дня лежала, приходила в себя. Затем обычные для беженцев процедуры - поход в пункт сбора помощи, запись на прием в миграционную службу. Вообще Альфия Шафиговна смутно представляет, что ей делать дальше. Мысли о том, что придется остаться здесь надолго, гонит прочь.

    Планшет от незнакомца

    - Хочу вернуться в Лисичанск. Дети там, я только о них и думаю, - вздыхает она. - Вчера мы с сыном разговаривали по скайпу, а у него там стекла трясутся от взрывов. Вот тебе и "перемирие". Повредили водокачку, которая снабжает нас водой. А дочка ходит на блок-пост к ополченцам, готовит им еду. Тоже волнуюсь. Да и вообще в моем возрасте тяжело менять место. В большие магазины заходить не могу. Сразу голова кружится, забываю, что купить надо. Я к маленьким привыкла. Ох, как у нас там тихо и уютно было.

    Внук в отличие от бабушки в Казани освоился быстро. И город явно ему по душе. Тем более что недавно он получил здесь роскошный подарок, причем от незнакомого человека.

    - К нам мужчина как-то заглянул, Радиком его зовут, - рассказывает Альфия Логвиненко. - Контакты наши взял в пункте сбора помощи. Спросил, в чем нуждаемся. Мне неловко, я говорю, ничего не надо. А Саша возьми да и скажи, что скучно ему, хочет планшет. Радик взял его с собой в магазин и купил планшет. Мы в шоке были. Дай Бог ему здоровья!

    Теперь Александр коротает время за играми, а когда бабушка просит, соединяет ее с родными по скайпу. На вопрос, было ли ему страшно в Лисичанске, он, как и всякий подросток, храбрится и утверждает, что нет. Мол, играл на компьютере, на выстрелы внимания не обращал. Видимо, в виртуальных стрелялках мальчик просто прятался от пугающей действительности. Так проще поверить, что война за окном тоже не настоящая. А значит, с мамой и папой ничего не случится.

    Сейчас житель Славянска Марат зарабатывает тем, что сортирует и грузит гуманитарную помощь для своих земляков на юго-востоке Украины.

    Акцент

    В первую очередь в пунктах помощи беженцам нужны: одноразовые скальпели и шприцы, капельницы, бинты, обезболивающие, жаропонижающие и крово-останавливающие препараты, антибиотики. Из одежды: дождевики, куртки, носки, нижнее белье, брюки, обувь. Также необходимы продукты длительного хранения, одноразовая посуда, фонарики, старые сотовые телефоны.

    контакты

    Пункты помощи беженцам в Казани:

    ул. Декабристов, 1. Молодежный центр "Ак Барс"

    8-937-529-79-29, 8-967-369-80-70;

    ул. Островского, 8-965-608-24-34;

    ул. Габишева, 2 (3-й этаж,офис 307) 8-927-249-12-38;

    Поделиться