01.07.2014 23:50
    Поделиться

    Виталий Чуркин: Главное для нашей страны - избежать страданий людей

    Председательство России в Совбезе ООН совпало с драматичными событиями на юго-востоке Украины. При этом никто не откладывал в долгий ящик проблемы в Сирии, Ираке, Афганистане и во многих других "горячих точках". 1 июля Россия передала свои председательские полномочия Руанде. О том, чего удалось добиться, "РГ" рассказал постпред России при ООН Виталий Чуркин.

    Завершилось очередное председательство России в Совете Безопасности ООН. Украина подкинула работы?

    Виталий Чуркин: Как всегда, было много работы, в том числе и сверхплановой. Провели намного больше заседаний, чем предполагалось. Рассматривали широкий спектр вопросов - азиатских, африканских, ближневосточных. Для нас же, безусловно, приоритетной была ситуация на Украине.

    Действительно, события на Украине весьма тревожат российское общественное мнение. Что делали российские дипломаты на данном направлении?

    Виталий Чуркин: Несмотря на то, что украинская тема продолжает восприниматься членами СБ весьма обостренно, за истекший месяц, как представляется, удалось продвинуться в деле мобилизации ресурса ооновской "площадки" в интересах мирного урегулирования затянувшегося внутриполитического кризиса на Украине. Кроме того, удалось привлечь внимание к ситуации в ее восточных регионах со стороны ооновских гуманитарщиков.

    Растет понимание, что без немедленной деэскалации обстановки и прекращения боевых действий полномасштабной гуманитарной катастрофы не избежать.

    В июне Россия отметилась в Совете Безопасности рядом инициатив в этой связи...

    Виталий Чуркин: Совершенно верно. Мы внесли два проекта резолюций, которые объединяла общая философия, - положить конец насилию, заняться реализацией Женевского заявления от 17 апреля и "дорожной карты" украинского урегулирования, предложенной швейцарским председательством в ОБСЕ, облегчить гуманитарные страдания населения востока Украины. К сожалению, наши неоднократные попытки согласовать общие подходы к этим, казалось бы, очевидным в нынешних условиях задачам неизменно наталкивались на обструкцию со стороны западных коллег по Совету, которые, складывается впечатление, за ширмой идеологических догм и геополитических игр зачастую просто неспособны или не хотят увидеть судьбу отдельно взятого человека, будь то житель Украины, Ливии, Ирака, Югославии.

    Не только нас, но и многих коллег по Совету покоробила циничная позиция, занятая рядом делегаций и не позволившая осудить нападение на российское посольство в Киеве. Отсутствие реакции СБ на такого рода инцидент - беспрецедентный случай в практике Совета Безопасности ООН.

    Да и, честно признаемся, висел на волоске наш проект заявления в связи с гибелью на Украине российских журналистов. Его пришлось буквально проталкивать. В результате был согласован текст с призывом к украинским властям провести тщательное расследование этой трагедии. Будем следить, какие за этим последуют действия со стороны Киева.

    - Перейдем к Сирии, которая на фоне украинских событий, похоже, отошла на второй план мировой политики. Это как-то сказалось на вашей работе по данному направлению?

    Виталий Чуркин: Мы этого не замечаем - интенсивность рассмотрения сирийского вопроса в СБ не падает.

    Символично, что именно в период российского председательства из Сирии пришли долгожданные вести: полностью завершены уничтожение либо вывоз с ее территории всех компонентов химического оружия. Таким образом удалось реализовать российскую инициативу по химической демилитаризации Сирии - инициативу, которая легла в основу согласовывавшейся непосредственно министром иностранных дел России С. В. Лавровым и государственным секретарем США Дж. Керри знаковой (не побоюсь этого слова) резолюции 2118.

    Мы продолжали активно работать для облегчения гуманитарных страданий сирийцев. Не раскрою секрета, если скажу, что сейчас в кулуарах Совета "варится" проект резолюции, принятие которого дало бы возможность ооновским гуманитарщикам пользоваться четырьмя контрольно-пропускными пунктами на сирийской границе с Турцией, Ираком и Иорданией. Российской стороной предложен инновационный подход к решению указанной задачи, допускающий трансграничные поставки с согласия официального Дамаска при организации мониторинга соответствующих гуманитарных грузов по линии ООН. Надеемся, что в скором времени проект будет вынесен на голосование в приемлемом для всех виде, исключающем ультимативные требования к властям САР и не допускающем даже намека на задействование силовых схем. Только такой подход позволит гуманитарщикам ООН эффективно развернуть трансграничную работу, о необходимости которой они так долго твердили.

    - Стало совсем неспокойно и в соседнем Ираке...

    Виталий Чуркин: Происходящее в этой стране, которая до последнего времени преподносилась всему миру в качестве показательного примера успеха американской геополитической инженерии, отрезвило многих. То, с какой легкостью террористы из "Исламского государства Ирака и Леванта" захватывают все новые территории, высветило непреложную истину: террористическая угроза - это вызов многим государствам региона, и он требует незамедлительного коллективного ответа. Как тут не вспомнить, что на Женевских переговорах представители сирийских властей требовали поставить этот вопрос во главу угла?! Растет осознание того, что, когда террористы мыслят "поверх границ", стремясь создать халифат, международное сообщество отстало от них по крайней мере на шаг, по-прежнему оперируя в рамках национальных границ. И в результате, скованные политическими ограничителями, некоторые столицы осуждают терроризм в одном государстве и по сути поощряют его в другом.

    Проходившая у нас в этой связи в Совете дискуссия выявила и еще один важный аспект проблемы - использование террористами захваченных ими нефтепромыслов для финансовой подпитки своей активности. Это надо решительно пресекать, и поэтому мы намерены уже в ближайшее время предложить коллегам принять соответствующий документ.

    - Большой резонанс вызвала инициатива российской делегации провести заседание по положению в Афганистане...

    Виталий Чуркин: Хотел бы уточнить - само заседание было плановым: мы обсуждаем обстановку в этой стране по крайней мере раз в три месяца.

    Инициатива же российской делегации состояла в том, чтобы особый фокус сделать на задачах борьбы с производством и нелегальным оборотом афганских наркотиков. Не секрет, что эта проблема приобрела поистине ужасающие размеры и глобальный охват и по факту стала угрозой международному миру и стабильности. Именно на этом тезисе и строится согласованное по нашему настоянию заявление Председателя Совета. Отдельную ценность данному документу придает тот факт, что он - первый "страновой" документ СБ в антинаркотической области. Он закладывает солидную базу для мобилизации усилий международного сообщества в целях решения данной проблемы и оказания соответствующего содействия новому руководству страны. Заявление должно стать нашим общим руководством к действию, к тому же в нем нашли отражение важные российские инициативы в антинаркотической области. Важно, что международным военным контингентам, размещенным на афганской территории, адресован призыв эффективно поддерживать действия Кабула по решению проблем, связанных с наркопроизводством и наркотрафиком.

    Кроме того, члены Совета без экивоков высказались в поддержку усилий афганского народа по построению светского, демократического, независимого, самодостаточного государства, свободного от терроризма и наркотиков. Свидетельство тому - сам факт недавнего проведения президентских выборов, которые призваны обеспечить мирную передачу власти от одного избранного президента другому в конституционном поле. Это - критически важно, и международное сообщество должно оказать здесь Афганистану необходимую помощь.

    - В июне Совету Безопасности, очевидно, пришлось немало потрудиться...

    Виталий Чуркин: Совершенно верно, при том, что рассказанное мной - лишь часть нашей повседневной работы. Ведь было немало и других, тоже важных вопросов. Это и продление мандатов миротворческих присутствий ООН в Мали, Кот-д Ивуаре, на оккупированных сирийских Голанских высотах, рассмотрение общей ситуации на Ближнем Востоке и перспектив возобновления палестино-израильских переговоров. Это и Йемен, и Сомали, и Центрально-Африканская Республика, и суданский узел. В общем, кризисных точек, к сожалению, "хватает". Без работы СБ ООН точно не останется.

    Справка "Рг"

    В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных (Россия, США, Франция, Великобритания и КНР) и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII). Постоянные члены совбеза ООН имеют "право вето". Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года как государство-продолжатель СССР.

    Поделиться