26.06.2014 02:48
Поделиться

Какому инвестору интересны дальневосточные ТОРы

В министерстве по развитию Дальнего Востока подчеркивают: для ускорения экономического роста в макрорегионе требуется сформировать сеть территорий опережающего развития (ТОР). Они рассматриваются как ядро создания инвестиционной инфраструктуры, ключ к условиям для запуска сотен новых проектов. Об успешных и не очень примерах особых режимов регулирования экономической деятельности и льготного налогообложения рассказал "РГ" директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик Павел Минакир.

Павел Александрович, идея ТОР вовсе не нова. Уже были различные СЭЗ, существуют и создаются ОЭЗ. Чему нас может научить их история?

Павел Минакир: Начнем с того, что на территории РФ проекты особых экономических зон раз за разом и в разных местах себя дискредитировали. А почему-то в остальном мире вовсе нет. Может, дело не в особых экономических зонах? А в том, что происходит, когда эти идеи попадают на российскую почву. В чем секрет ОЭЗ, функционирующих в мире? Резидент приходит на территорию, потому что именно здесь особо выгодные для него самого условия получения прибыли. А это означает не просто льготы по налогам, доступ к инфраструктурным, коммунальным ресурсам. Кроме этих факторов, для него существуют благоприятные, лучшие, чем на других территориях, возможности производства вполне определенных вещей.
Возьмем, к примеру, китайские ОЭЗ. Да, для каждой из них принимали сумасшедшие льготы и чрезвычайно детальные, продуманные, строго адаптированные к конкретной зоне пакеты законодательных актов. Я вас уверяю, только при всем этом туда никто бы не пошел. Главным было совсем другое.

Получение прибыли?

Павел Минакир: Конечно. Инвесторы видели, что в этих зонах есть возможность малозатратной организации производства трудоемкой продукции на сборочной основе. Для этого были все предпосылки: изобильные и дешевые трудовые ресурсы в соединении с технологиями, которые существовали у инвесторов. И вот эти эксклюзивные условия экспорта продукции, вывоза капитала, прав собственности и регулирования трудовых отношений создавали мощный притягательный стимул по сравнению с тем местом, где инвестор находился. Скажем, японским компаниям производить в Японии становилось дороже и дороже. Китай открыл им совершенно невероятные, перспективные возможности. Стабильность режима, неукоснительное выдерживание общей линии создавало устойчивую платформу для притяжения новых инвесторов, для успешного функционирования зоны.

И чем же, по-вашему, наши зоны уступали китайским?

Павел Минакир: Давайте посмотрим, что делали мы. Объявили свободную экономическую зону в Находке (Приморский край). Написали перечень льгот, которые там будут. А для кого эти льготы? Для каких инвесторов? Что в зоне "Находка", кроме морского порта, могло заинтересовать инвестора? Рабочей силы нет. Внутреннего рынка нет. Ориентироваться на внешний? Но зона в Находке была объявлена в 1991 году - а к этому времени китайские работали уже 12 лет. С ними надо было конкурировать. И делать это вовсе не сравнительными величинами: налог на прибыль, цена воды, срок аренды земли. Главная конкуренция происходит на линии "масштаб производства - стоимость рабочей силы - возможность кадрового наполнения бизнеса - экономический режим - комфортность общего экономического климата". А на это у нас никто никакого внимания почему-то не обращал. Считалось, что если будут некие льготы, то все будет хорошо.

Создание ТОРа - это очень кропотливая, трудоемкая, квалифицированная и, самое главное, длительная работа

И еще один нюанс. Зачем вообще Китай создавал свои ОЭЗ? И не только Китай, но и Южная Корея, Испания, страны Северной Африки. Чтобы получить технологии и капитал, создать рабочие места, отправить от этих зон импульс в окружающую экономику. А для чего создавали зоны мы? Чтобы развить собственную территорию. Например, Магаданской области. Спрашивается - зачем нормальному инвестору, в трезвом уме и ясной памяти, приходить на Колыму? Чтобы ее развить? Оно ему надо? Он здесь будет жить? Да никогда.

Развитие любой области может происходить в результате успешно функционирующих ОЭЗ, ТОР - хоть как назовите - только в том случае, если в этих зонах уже все хорошо. Если они начинают продуцировать волны на окружающую территорию, передавая туда доходы, технологии, обучая персонал, повышая общую культуру производства и жизни.

Мы напрасно возомнили, что в нашу свободную экономическую зону придут, чтобы развивать необъятные территории, которые никак не развиваются… Ну что такого в Магаданской области, в Ванино-Советской Гавани должен делать инвестор, что он не может делать в другом месте, причем гораздо лучше?

Осваивать наши ресурсы?

Павел Минакир: Инвестор рассуждает так: добывайте свои ресурсы, и будем вывозить их туда, где удобнее с ними что-то делать! Ну есть порты в Ванине и Совгавани, есть судостроительные мощности… А причем тут свободная экономическая зона? Верфи существуют в Китае, Южной Корее, Японии - повсюду. Почему инвесторы бросят те районы и придут сюда? Здесь разумно создавать мощности для переработки сырья? Согласен. Но опять же - кто и что будет перерабатывать? Скажем, идет огромный поток угля. И как его перерабатывать? А чтобы, например, строить рыбоконсервные заводы, не надо открывать ОЭЗ. Ведь она создается для привлечения внешних инвесторов. Это ключевой пункт. Надо предложить нечто такое, что действительно зацепит инвестора. И не ставьте ему задач развить эту территорию. Пусть он просто придет и начнет работать.

Что значит конкурентные условия? Существует общий стандарт инвестиционного климата в мире. К нему стремятся все. И в нем нет ничего такого особенного. Бизнесмены говорят: если мы работаем со старыми партнерами год, два, тридцать лет, и нам вдруг предложат на три копейки больше прибыли при условии, что мы переориентируемся на новых, мы этого делать не будем. Ради трех-то копеек. Есть деловая этика, есть обязательства… Поэтому думать, что вы снизите величину какого-то налога и все к вам "ломанутся" - по меньшей мере наивно.

Вы хотите сказать, что ОЭЗ и ТОР на Дальнем Востоке не нужны?

Павел Минакир: Очень нужны. Локальные зоны экономического развития просто необходимы. Именно там будут опорные точки с действительно комфортными условиями - но прежде всего для своего бизнеса, а не для мифического заграничного инвестора. Пусть собственные предприниматели используют все возможности, которые есть здесь - наличие сырья, близость к рынкам АТР.

Но такие ТОР - это очень кропотливая, трудоемкая, квалифицированная и, самое главное, длительная работа. Она не измеряется горизонтом в пять и даже десять лет. При этом нельзя представить, что этих зон будет 16-20. Надо начинать очень постепенно, с малого. Весь Китай для начала создал всего шесть ОЭЗ.

Поэтому половина концепции ТОР правильна: базовые условия должны быть созданы не хуже, чем во всем мире. Это необходимые требования, но абсолютно недостаточные.