24.06.2014 10:06
    Поделиться

    Орловская область попросила списать многомиллиардные долги

    Правительство Орловской области предприняло очередную попытку сбросить с региона тяжелое долговое бремя.

    Впервые об этом заговорили в 2009 году, когда в области провели финансовую ревизию. Александр Козлов, сменивший тогда на посту губернатора Егора Строева, заявил, что будет добиваться списания долга по проекту "Пшеница-2000". В регионе о нем слышал, пожалуй, каждый. На кредитные средства из-за рубежа должна была поступить сельхозтехника. Затея провалилась, но область задолжала одному из банков крупную сумму в валюте.

    Как сообщили в облправительстве, по данным на 1 января 2014 года обязательства по "Пшенице-2000" составляли 65,7 миллиона евро - примерно 2,96 миллиарда рублей. Это около трети общей задолженности региона. Причем сумма долга колеблется в зависимости от курса валюты, и обслуживать его невыгодно. Ежегодно на погашение обязательств по провалившемуся проекту регион тратит свыше 100 миллионов рублей.

    Между тем банк, которому задолжала область, является агентом минфина. Поэтому местные власти и просят о списании долга. Правительству под руководством Александра Козлова это сделать не удалось. Теперь ту же задачу пытается решить его сменщик - врио губернатора Вадим Потомский. По его словам, он уже затронул финансовую тему в ходе рабочей встречи с министром экономразвития РФ Алексеем Улюкаевым. Речь также шла о другом обязательстве. В конце 1990-х Орловщина позаимствовала в Госрезерве и не вернула дизельное топливо, а теперь должна за него государству 1,5 миллиарда рублей.

    - Размер госдолга Орловской области превышает девять миллиардов рублей, - сообщил Вадим Потомский. - Его обслуживание ежегодно обходится нашему бюджету в 670 миллионов. Это огромные деньги, которые можно направить в социальную сферу. А мы вынуждены тратить их, уплачивая в том числе проценты по коммерческим кредитам. Поэтому стоит задача заменить такие кредиты на бюджетные. Тогда у нас появятся существенные свободные средства.

    В этом смысле обнадеживающе прозвучала информация, что федеральное правительство намерено увеличить объем бюджетного кредитования регионов на 100 миллиардов рублей, а еще 25 планируется выделить на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.

    Кстати, еще пять лет назад проблема госдолга была не так остра, как сейчас. Но за это время его сумма выросла почти в пять раз. По оценкам облдепартамента финансов, только за прошлый год она увеличилась на 2,58 миллиарда рублей за счет привлечения средств кредитных организаций и предоставления из федерального бюджета займа в 300 миллионов рублей для частичного покрытия дефицита бюджета области. Для сравнения - собственные доходы региональной казны в 2013-м составили 12,74 миллиарда. Другими словами, размер госдолга уже сопоставим с суммой поступлений.

    Обслуживание госдолга области ежегодно обходится в 670 миллионов рублей - эти деньги можно бы направить в соцсферу

    В связи с этим интересен вывод аудиторов областной контрольно-счетной палаты, проанализировавших эффективность предоставления в регионе налоговых льгот. КСП считает, что губернатор "не обладает полной и достоверной информацией о потерях консолидированного бюджета в связи с применением налогоплательщиками льготных налоговых и иных режимов". Дело в том, что в области нет специализированного ведомства, которое вело бы мониторинг льгот и делало бы вывод об уровне их эффективности.

    Впрочем, их нет и в других регионах. По мнению аудиторов, такие службы необходимы, иначе расчеты так и остаются теорией. В законодательстве, включая федеральное, нет четкого определения "формы, методов и содержания преимуществ налоговых льгот, что дает возможность свободного подхода к их учету". То есть при существующих методиках понять, приносят ли налоговые льготы реальную выгоду бюджету, мягко говоря, непросто. А имеющуюся статистику с одинаковым успехом можно оценить как со знаком "плюс", так и с "минусом".

    КСП подсчитала, что объем льгот по региональным и местным налогам в 2011-2013 годах составил 4,38 миллиарда рублей. Аудиторы не смогли найти информацию о том, как эти льготы отразились на состоянии местной экономики. При этом, как отмечают специалисты, потери областной казны от применения льгот не учитываются в межбюджетных отношениях. Из-за этого регион недосчитывается дотаций из федерального центра. Ему приходится брать новые кредиты, чтобы выполнить социальные обязательства. И пока этот механизм не изменится, долг, видимо, продолжит расти.

    Поделиться