23.06.2014 23:42
    Поделиться

    Малый и средний бизнес показали в 2013 году отрицательный рост

    Минфин совместно с Минэкономразвития подготовил законопроект о льготном налогообложении малого бизнеса. В чем его суть, "РГБ" рассказала директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова.

    В прошлом году малый бизнес откровенно лихорадило, было много дискуссий о неподъемности страховых взносов. Что показала статистика?

    Наталья Ларионова: 2013 год оказался самым тяжелым за всю постсоветскую историю развития малого и среднего бизнеса, впервые сектор дал отрицательные показатели роста в абсолютном значении. Из-за резкого увеличения страховых взносов число индивидуальных предпринимателей (ИП) сократилось на 600 тысяч, вместе с тем параллельно шел рост в секторе микро- и малых предприятий -количество юридических лиц здесь выросло на 100 тысяч. Совершенно очевидно, что малый и средний бизнес (МСБ) неоднороден и на одно и то же административное решение реагирует по-разному. ИП практически немедленно уходят в тень, значит, для этого сектора надо искать иные механизмы. Сейчас в правительстве активно обсуждаются две новации в Налоговый кодекс, которые, надеюсь, вступят в силу уже с 2015 года. Их цель - создать стимулы для возврата ИП в легальное поле. Мы прекрасно понимаем, что те самые 600 тысяч предпринимателей не ушли на госслужбу, просто закрыли формально бухгалтерию и не показывают свои обороты.

    О каких конкретно стимулах идет речь?

    Наталья Ларионова: О налоговых каникулах для малого бизнеса. Законопроект подразумевает перенос принятия решений о вводе льготы с федерального на региональный уровень. Предполагается, что нулевую ставку можно будет ввести для впервые зарегистрированных ИП, действующих в социальной, инновационной, производственной сферах (не менее 70% от выручки должно поступать от конкретных видов деятельности, которые определит регион). Эта льгота будет существовать в двух налоговых режимах: упрощенной и патентной системах налогообложения. Почему не ЕНВД, самый популярный, которые применяют 2 млн предпринимателей? Потому что с 2018 года он прекратит свое существование. Поскольку налоговые каникулы - это возможные потери для бюджета, у региональных властей также появится возможность снижать объемы годового оборота для субъектов предпринимательства, применяющих льготу. К примеру, сейчас на УСН и патентной системе находятся компании, чей оборот не превышает 60 млн рублей в год. Для применения нулевой ставки субъект РФ может снизить этот показатель до 6 млн рублей. А также ввести ограничения по количеству наемных работников. При патентной системе допускается максимум 15 человек на компанию. Право региона - сохранить или уменьшить эту цифру. У предпринимателей в свою очередь появится дополнительная обязанность: отчитываться в налоговую службу по определенной форме, которая поможет ФНС отслеживать эффективность предоставленной льготы. Эту форму тоже должен утвердить субъект РФ. Важно, чтобы она носила не столько контрольно-надзорный характер, сколько позволяла получать информацию, как влияет ввод нулевой ставки на увеличение оборотов, занятости и т.п.

    На какой период вводится льгота?

    Наталья Ларионова: Она будет действовать с 2015 по 2019 год. Предприниматели, которые перейдут на нулевую ставку в 2019 году, смогут применять ее до 2021 года. В дальнейшем мы примем решение, необходимо ли вводить льготу на постоянной основе, расширять перечень видов деятельности, на которые она распространяется.

    В законопроекте впервые в законодательстве вводится понятие самозанятых граждан. Что за ним скрывается?

    Наталья Ларионова: История со страховыми взносами показала, что есть большая категория ИП, чей оборот весьма несущественен. Самозанятый - это предприниматель, который не предоставляет рабочих мест и, скорее всего, не ставит задачи извлечения прибыли. Для таких бизнесменов вводится новая система регистрации: гражданин будет признаваться ИП только на срок действия патента. Сейчас надо сначала зарегистрироваться как ИП, затем - как налогоплательщик и только тогда можно подавать заявление на переход на патентную систему налогообложения. Многие ИП по факту не ведут деятельность годами, но сняться с учета забывают или им просто лень дойти до инспекции. Поэтому в случае с налоговыми каникулами снятие с учета как ИП будет происходить автоматически по окончании срока действия патента. Не исключено, что получим новую волну "А я не знал, что надо продлевать". Думаю, что для людей активных, взявших патент на 1-3 месяца и почувствовавших, что предпринимательство - их стезя, это не будет проблемой. А тех, кто просто попробовал заняться бизнесом и не получил результата, избавим таким образом от дополнительных контактов с надзорными органами.

    2013 год оказался самым тяжелым за всю постсоветскую историю развития малого и среднего бизнеса, впервые сектор дал отрицательные показатели роста

    Ранее вы говорили, что из-за неразвитости системы субконтрактации государству сегодня приходится административными методами принуждать крупный бизнес к партнерству с малым. Насколько жестким будет это принуждение?

    Наталья Ларионова: С 1 июля 2014 года планируется ввести квоту по обязательным закупкам у малого бизнеса для госкомпаний, в том числе региональных и муниципальных, то есть сделать систему, аналогичную госзаказу. Тема сложная и тяжелая, вызывает огромные дискуссии. Чтобы не похоронить идею в самом начале, решили начать с компаний с оборотом свыше 1 млрд рублей. Распространять требование сразу на все МУПы и ГУПы было бы не совсем продуманно, пришлось бы выстраивать жесткую систему надзора, что сейчас невозможно. Вряд ли достигли бы значимого эффекта, а сумятицу внесли бы точно. Итак, для компаний с госучастием и их дочерних обществ с оборотом свыше 1 млрд рублей с 1 июля 2014 года будет установлена квота на участие малого бизнеса в закупках в размере 15%, с 2015 года - 25%. Причем она будет сложной: из 15% не менее 8% от годового размещения заказа крупной компании должны составлять прямые закупки у малых предприятий и ИП. В 2015-м на долю прямых контрактов между крупным и малым бизнесом должно приходиться уже не менее 15%. Мы также вводим требования о проведении обязательных торгов среди МСБ, как это происходит в госзаказе. Если размещаемый лот корпорации не превышает 50 млн рублей, торги проводятся исключительно среди МСБ. Только если торги не состоялись или подавшие заявки не смогли предложить конкурентоспособную продукцию, может быть объявлен повторный конкурс с участием других категорий бизнеса.

    На какие заказы может рассчитывать малый бизнес?

    Наталья Ларионова: Сейчас мы исключили из квоты все, что связано с гособоронзаказом, гостайной, закупкой финансовых услуг, водо- и теплоснабжением. Начинаем с тех работ, услуг и товаров, которые, как правило, закупают крупные корпорации у МСБ - соответствующие списки будут ими публиковаться. Также вводятся ограничения на задаток, который обязаны предоставить малые компании, заключая соглашение с крупными: не более 2% от суммы контракта. Плюс жесткие ограничения по времени, в течение которого необходимо провести оплату, - не более 30 дней.

    А если крупный бизнес проигнорирует эти требования?

    Наталья Ларионова: Мы долго думали, какую санкцию придумать для нарушителей. Решили поступить оригинально - не менять Кодекс об административных правонарушениях, не вводить новые штрафы для топ-менеджеров. Компания, которая не выполнит квоту, со следующего года будет работать по требованиям 44-ФЗ. Это более жесткие законодательные рамки, и угроза такого наказания по экономическому эффекту превысит все возможные штрафы.

    Поделиться