19.06.2014 13:35
    Поделиться

    Грузия может открыть железную дорогу через Абхазию

    Президент Армении Серж Саргсян, завершивший в четверг двухдневный визит в Грузию, попытался ускорить официальное рассмотрение грузинской стороной вопроса об открытии сквозного железнодорожного движения между его страной и Россией через Абхазию.

    "Для нас это имеет жизненное значение", - заявил армянский лидер, посетовавший, что стороны никак не начнут серьезное предметное обсуждение этой проблематики. Ереван продолжит активно работать со сторонами по этому вопросу, пообещал Саргсян.

    Накануне в столице Армении глава РЖД Владимир Якунин сказал, что настало время "сосредоточиться на вопросе открытия железнодорожного сообщения через Абхазию и Грузию в Армению". По его словам, только лишь политические проблемы тормозят пуск поездов по этому направлению. Сами же железнодорожники "всегда работали слаженно, по-товарищески и стремились друг другу помогать".

    Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили, чье ведомство занимается урегулированием конфликтов, заявил "РГ", что не исключает, что тема рельсового сотрудничества может быть обсуждена в формате переговоров заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по России Зураба Абашидзе.

    Дипломаты регулярно встречаются в Праге, следующий их диалог намечен на июль. Со своей стороны, лидер парламентского большинства правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Вольский заявил, что вопрос будет рассмотрен Советом по безопасности и управлению кризисными ситуациями при председателе правительства и решен с учетом интересов Грузии.

    Примечательно, что уже вскоре после смены властей в Грузии в октябре 2012 года о необходимости вплотную заняться вопросом железной дороги через Абхазию высказался бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили. Считается, что и ныне миллиардер имеет значительное влияние на грузинский кабмин.

    Что касается общественного мнения в стране, то проведенный осенью прошлого года местным офисом Национально-демократического института США показал, что 75 процентов граждан Грузии считают открытие сообщения приемлемым. Против высказываются представители партии экс-президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", полагая, что это против интересов Грузии.

    Грузинская инфраструктура для связи с внешним миром для Армении является, с учетом географии, стратегически важной. Вопрос железной дороги стал еще более актуальным для Еревана после того, как в середине мая из-за оползней прервалось автомобильное сообщение между Россией и Грузией. По этой магистрали Армения осуществляет значительный объем грузоперевозок. Абхазский участок железной дороги, это примерно 200 километров пути, до грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 годов активно использовался как для грузовых, так и для пассажирских перевозок.

    В 2003 году, впервые после той войны, Россия и Грузия вплотную занялись вопросом возобновления движения. В марте того года в Сочи состоялась встреча с Владимиром Путиным тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, стороны практически договорились о восстановлении железной дороги. Однако в ноябре 2003 года из-за "революции роз" власть в Грузии сменилась. Сочинские договоренности не были реализованы. В 2006 году Россия, Грузия и Армения обсуждали возможность создания консорциума по Абхазской железной дороге, но без особых успехов.

    Поделиться