18.06.2014 12:12
    Поделиться

    Украинский фильм "Племя" отсылает к событиям на Майдане и в Одессе

    Фестиваль "Зеркало" закончился, а картина "не отпускает" до сих пор. "Племя" Мирослава Слабошпицкого - это редкий случай, когда фильм о людях с ограниченными возможностями, проще говоря, об инвалидах, производит сильное впечатление на зрителя не темой и физическими страданиями героев, а историей, которую выстроил на экране режиссер. Место действия - Украина, школа-интернат для слабослышащих детей.

    Сразу нужно отметить, что в картине нет ни одного намека на украинские события последних месяцев, но параллель между "Племенем" и происходящем на Майдане, в Одессе, Луганске, Славянске просматривается легко. Тот же нарастающий градус ненависти, преодоление невидимой черты, за которой нет места морали и нормальным человеческим чувствам, жестокость, которая сначала шокирует, а потом становится нормой для тех, кто находится внутри периметра.

    Слабошпицкий погружает нас в атмосферу картины постепенно: солнечный осенний день, белые фартучки и бантики первоклассниц, первый звонок, улыбчивая женщина-директор, с виду все так, как в обычной школе. Но все происходит в полном молчании: за фильм не прозвучит ни одного слова. Вместо них - резкие, быстрые жесты пальцев и приглушенные второстепенные звуки: стук мела по доске, шорох шагов, хлопанье дверей. Это мир, из которого исчезли человеческие голоса, мир без слов. Но тем ярче в этом безмолвном мире эмоции и чувства. Основные из которых - боль, страх и ненависть.

    Новый воспитанник Сергей (Григорий Фесенко) в первый день оказывается лишним в этой четкой иерархии, действительно по структуре напоминающей первобытное племя: у каждого есть свое место и свои обязанности, и каждый обязан подчиняться "вождю" и платить ему дань деньгами или отработкой. Сергей пытается встроиться в систему, принимая для себя ее законы.

    У него есть важные качества, которые быстро помогают ему войти в круг избранных: физическая сила, спортивная подготовка и богатый опыт уличных драк. Однако у него оказываются и качества, которые мешают ему слиться с "племенем" окончательно: хрупкий налет цивилизации и моральные установки, привитые во внешнем мире.

    Сергей колеблется, прежде чем ударить лежачего, испытывает робость в общении с девушками, а в одну из них, Анну (Яна Новикова), которая по ночам подрабатывает на общак проституткой, а днем крутит любовь со своим сутенером, влюбляется. Первая любовь - самая сильная, а в случае Сергея это чувство становится единственной отдушиной в аду, где он живет.

    Его чувство непонятно ни его новым друзьям, ни самой Анне. Вся их жизнь подчинена только практической пользе: украсть, что плохо лежит, поесть, добыть деньги и выпивку - словом, жить одним днем, а для высоких чувств и прочей чепухи места нет. Когда надо выживать любой ценой, не до лирики, а розовые очки слишком быстро разбиваются от удара по лицу.

    Постепенно Сергей меняется, за два часа экранного времени превращаясь из нормального подростка в животное. Самое страшное в фильме - не сцены насилия (которых хватает), а эта перемена в главном герое. В финальной сцене Сергей, прежде чем совершить убийство, снова колеблется. Но это уже не душевные колебания, а минутная заминка в выборе способа убийства. И умирают его враги так же безмолвно, как и жили.

    Слабошпицкий, рассказывая о своем фильме, вспоминал, что в детстве жил напротив школы для слабослышащих девочек, а потому очень хорошо знаком со всеми нюансами "жизни без слов", и в картине эта достоверность просто потрясает: там нет ни одной ошибки или промаха.

    Более того, все актеры, задействованные в фильме на главных ролях, глухие. Нашел их Слабошпицкий через интернет. И если Яна Новикова занималась на актерских курсах и мечтала стать актрисой, то, например, Александр Сидельников, сыгравший одну из ролей второго плана и представлявший фильм вместе с Анной на "Зеркале", учился в обычном колледже и ответил на объявление из любопытства (хотя хочется отметить именно его работу, так как он умудрился свою небольшую роль сыграть очень эмоционально и его герой выделяется на фоне других персонажей).

    Режиссер сумел добиться нужного эффекта: внутреннее эмоциональное напряжение в картине такое, что зрители постепенно забывают, что герои - инвалиды. И вспоминают об этом, только когда камера акцентирует на этом нюансе внимание.

    Фильм также был показан на Каннском международном кинофестивале в рамках "Недели критики" и получил три награды, в том числе и Гран-При "Nespresso".

    О судьбе картины в российском прокате можно только догадываться: в фильме много сцен насилия и откровенной эротики, но при этом нецензурная лексика в ней отсутствует (как и всякая лексика вообще). Возможно, это и поможет "Племени" получить выход на большой экран к широкой зрительской аудитории.

    Поделиться