17.06.2014 23:54
    Поделиться

    В России заработал реестр заложенных в банке автомобилей

    Создана база данных автомобилей, которые заложены в банках
    Любопытная тенденция: представители гражданского общества начали самостоятельно создавать реестры автомобилей, которые не могут уехать в чужие руки. Появилось даже мобильное приложение, позволяющее пробить желаемую машину прямо не отходя от кассы. И если окажется, что на авто висят чужие долги, покупателю лучше ударить по тормозам.

    По данным экспертов, сегодня самую большую базу залоговых автомобилей в России создал интернет-сервис RuVin. Как уверяют его создатели, он позволяет за несколько минут проверить, заложен автомобиль или нет. Воспользоваться базой можно как с компьютера, так и с любого мобильного устройства, зайдя на сайт ruvin.ru. "В последние годы стало популярным мошенничество, когда ничего не подозревающему покупателю продавали машину, по которой еще не выплачен кредит, - рассказывает руководитель Европейского института судебной экспертизы профессор Николай Гречуха. - А потом машину у добросовестного покупателя на совершенно законном основании забирал банк.

    Конечно, за обманутым покупателем оставалось право взыскать убытки с мошенника, но это дело бесперспективное. Главная же защита от подобного обмана - информация. Проблема в том, что до сих пор баз данных, по которым можно было бы проверить машину, не существовало. С 1 июля должен заработать реестр уведомлений о залогах движимого имущества, который будут вести нотариусы. Однако банки вовсе не обязаны направлять уведомления в этот реестр, для них законодатель установил добровольную процедуру. Поэтому картина у нотариусов будет неполной".

    Созданные же в порядке гражданской инициативы реестры напрямую сотрудничают с целым рядом банков. То есть не ждут, а сами запрашивают информацию. Например, база RuVin ежедневно наполняется и обновляется, в ней содержатся записи о более чем трех миллионах транспортных единиц. Как пояснил "РГ" руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра "Общественная Дума" Дмитрий Липатов, прямого запрета на такие базы важных данных в российском законодательстве нет, поэтому они вполне легальны. Ведь то, что фактически не запрещено, то разрешено.

    "Согласно российскому законодательству запрещено разглашать только персональную информацию, касающуюся личности ее владельца, без разрешения этого самого владельца, т.е. создание баз данных, в которых нет персональных данных, совсем не противоречит закону и не нарушает его", - говорит он. В базах же залоговых автомобилей указывается vin код, который, естественно, не привязан к автовладельцу, а только к автомобилю.

    "Возможно, и имеет смысл принять закон, регулирующий подобные базы, но только если законодатель устранит недостатки таких баз, - говорит Дмитрий Липатов. - Например, если сделает передачу данных в эти базы обязательной или оставит ее добровольной, но введет норму, что покупатель спорного имущества при отсутствии информации о нем в таких базах не будет лишен на него прав".

    Кстати, один из дискуссионных вопросов сегодня, что будет, если покупатель честно проверил машину по всем мыслимым и немыслимым базам, но все равно попал на заложенное авто. Нотариусы вполне могут предоставить человеку юридически значимую выписку, доказывающую, что человек был осмотрителен, просто вышло так, что банк промолчал. Оставит ли суд машину покупателю?

    "В этом случае нет однозначного ответа и все зависит от позиции судов в каждом конкретном случае", - поясняет Дмитрий Липатов. Он напомнил, что с 1 июля начнет действовать новая редакция Гражданского кодекса, регламентирующая отношения, связанные с залогом. По новым нормам залог прекращается, если заложенное имущество куплено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога. Однако в законе не сказано, каким именно образом следует определять степень незнания покупателя. "В перспективе определенность в ситуацию могут внести разъяснения пленума Верховного суда России, который со временем скорее всего определит свою позицию по вопросу, являются ли справки из реестра залогов достаточным доказательством, что покупатель не мог знать", - говорит в свою очередь профессор Николай Гречуха.

    Поделиться