17.06.2014 13:24
    Поделиться

    В Петербурге упал спрос на офисы в новых бизнес-центрах

    Из-за нестабильной экономической ситуации петербургский рынок офисных площадей переживает перемены. Какие именно, выяснял корреспондент "РГ".

    Участники рынка офисной недвижимости отмечают, что сейчас положение аналогично кризисной осени 2008 года. Как и тогда, некоторые арендаторы готовы переехать из бизнес-центра класса А в бизнес-центр класса В, но никак не поменять свое размещение на объекты С-класса, ведь такое изменение может негативно отразиться на репутации компании. В городе уже сейчас есть прецеденты, когда девелопер переводит бизнес-центр класса А в класс В, при этом сохраняя прежний уровень ставок для арендаторов. По данным отчета Knight Frank St. Petersburg за 2013 год, в городе ввели рекордное со времен кризиса количество офисных площадей класса А - 179 тысяч квадратных метров. Однако новые бизнес-центры этого класса, введенные в 2013 году и начале 2014 года, заполняются арендаторами достаточно медленно. Здесь могут пустовать от 30 до 80 процентов площадей, в то время как этот показатель в классе В равен 9,2 процента, в классе С - 3,2 процента.

    - Заметное изменение курса валют в начале года незначительно повлияло на ценовую политику на рынке офисной недвижимости, так как ставки здесь устанавливаются преимущественно в рублях, - говорит управляющий директор компании по коммерческой недвижимости PM NAI Becar Наталья Скаландис. - Однако снижать ставки дальше вряд ли будут, и арендаторам придется либо терпеть, либо переезжать в другой класс или на меньшую площадь.

    Исполнительный директор УК "Малая Охта" Татьяна Разина полагает, что тенденции снижения ставок нет. Спрос со стороны арендаторов в первом квартале 2014 года по сравнению с концом 2013 года увеличился. Однако не все эксперты согласны с этим мнением.

    - Мы входим в системный кризис, который неизвестно сколько продлится, - говорит финансовый директор управляющей компании сети бизнес-центров "Сенатор" Андрей Ростовцев. - Новых рабочих мест создаваться не будет, а значит, необходимости в новых офисных площадях нет. Что касается валютных ставок, то их уровень сохранится.

    Несмотря на то что аренда квадратного метра в коворкинге (так называется общее рабочее пространство, в котором арендуется место, а не офис) достигает трех тысяч рублей, почти в два раза дороже цены в офисах, некоторые считают, что коворкинг-центры сейчас становятся альтернативой и достойной конкуренцией стандартным бизнес-центрам. Однако сами представители коворкингов уточняют: владельцам офисных площадей бояться нечего.

    - Коворкинги ориентированы на более свободных в смысле занятости людей, поэтому перетянуть часть рабочей силы у офисов они вряд ли смогут, - рассказал заместитель генерального директора петербургского коворкинг-центра "Зона действия" Павел Берман. - В рамках кризиса может появиться все больше работников "на вольных хлебах", фрилансеров, не только среди творческих профессий, но и, например, программистов. Это значит, коворкинги не будут страдать от незаполненности.

    Для открытия коворкинга необходимо от одного до полутора миллионов рублей, при этом резиденты платят в месяц семь-восемь тысяч рублей. Однако без создания необходимой сопутствующей инфраструктуры коворкинг не заполнится вообще - без столовой, переговорной зоны, зоны для выступлений он никому не нужен, он должен привлечь резидентов.

    - Стоит открыть коворкинг дальше от метро и он перестанет приносить доход. Если людям не понравится столовая, марка чая или что-то сугубо индивидуальное в коворкинге, они больше туда не придут, - подытожил Берман. - А резидентов офисов, как говорится, "никто не спрашивает".

    В целом, по словам Бермана, сегодняшняя проблема заполняемости офисов в том, что заметно выросли цены на землю, и это сказывается на цене аренды.

    - Плюс с деньгами у среднего класса сейчас не очень хорошо, - продолжает эксперт. - Многие офисы сейчас заняты фирмами, которые вынуждены переезжать в офис другого класса. Либо они "переросли" себя, либо кризис сказался. Офисы освобождаются, но на новое место никто не приходит. Сейчас единственным выходом становится продление договора аренды на более длительный срок - вместо одного - трех до семи-восьми лет, это дает ощущение стабильности бизнесменам, которые знают, что в ближайшие несколько лет никуда переезжать не придется.

    Поделиться