17.06.2014 09:40
    Поделиться

    Белгородские садоводы готовы потеснить импортные фрукты

    Белгородские садоводы готовы потеснить импорт с плодового рынка
    В Белгородской области будут производить один миллион тонн яблок в год - треть потребности россиян в этих фруктах. Власти региона уверены, что для развития отрасли можно найти немалые средства и, несмотря на длительный период инвестирования, привлечь как крупный бизнес, так и мелких предпринимателей. Искать деньги для закладки садов в регионе планируют и необычным способом, выпустив уникальные ценные бумаги.

    Прибыльнее зерновых

    Идея о миллионе тонн яблок белгородского производства принадлежит фермеру из Грайворонского района Валентину Берзою. Это он сказал губернатору во время его рабочей поездки, что в каждом районе области должен быть собственный сад.

    - Свое мясо птицы, свинина и говядина на столе есть, молочные продукты и яйца - тоже, зерновые культуры выращиваются на европейском уровне, - заметил садовод и, по сути, дал властям "поручение": до 2025 года в Белгородской области нужно нарастить объем производства яблок до миллиона тонн.

    К идее Валентина Берзоя отнеслись серьезно. Чиновники собрали опытных садоводов, обсудили вопрос, и буквально через месяц после разговора с фермером в белгородском правительстве представили проект развития садоводства.

    Начальник облдепартамента АПК Станислав Алейник отметил, что в минувшем году, по данным Федеральной таможенной службы, в Россию импортировали плодов и ягод на 6,2 миллиарда долларов. При этом более 40 процентов объема можно выращивать на территории России. К нам везут даже яблоки, причем примерно столько же, сколько заморских бананов.

    - После вступления в ВТО таможенные пошлины снизились в три раза, поэтому объем импорта яблок вырос, - отметил Станислав Алейник. - Таким образом, российский покупатель инвестирует более 500 миллионов евро в развитие иностранных хозяйств.

    По словам чиновника, это происходит из-за нехватки отечественного продукта на рынке, но ситуацию можно изменить. В Белгородской области валовой сбор яблок в прошлом году составил 47 тысяч тонн. Больше половины вырастили крупные предприятия, остальное - фермеры. За последние годы площадь многолетних садов в регионе сократилась на полторы тысячи гектаров - старые насаждения постепенно выкорчевывают. Однако в то же самое время показатели средней урожайности выросли: за счет увеличения доли интенсивных садов, где с гектара можно получать по 40 тонн яблок.

    Станислав Алейник отметил, что в будущем именно такие сады и будут закладывать в регионе. Он рассказал о трех схемах посадки деревьев - и в зависимости от их количества на каждом гектаре земли варьируются сумма инвестиций и доход садовода. Так, если сделать плотность максимальной - по 2,5 тысячи яблонь на площади в гектар, затраты составят 2,9 миллиона рублей. Но плодоносить такой сад начнет очень рано - через три года. А через несколько лет, когда деревья начнут давай стабильный урожай, чистая прибыль составит 785 тысяч рублей с гектара.

    Руководитель одного из растениеводческих хозяйств Михаил Сергеев, комментируя эти данные, отметил, что сравнимый доход не принесут ни зерновые, ни мясо. Однако сначала для инвестиций нужно найти средства.

    Попасть в яблочко

    Впрочем, длительный период грамотных вложений и ожидания урожая уже не так пугает белгородских аграриев, как другие возможные проблемы. Сад нужно поливать, говорят они в один голос. К тому же для реализации яблок нужна целая инфраструктура.

    Гендиректор одного из сельхозпредприятий Сергей Карпинский отметил, что к затратам на производство одной тысячи тонн яблок нужно добавить стоимость современного хранилища для них, цеха переработки некондиционных плодов и системы орошения. К тому же нужно как-то выстроить сеть сбыта товара - полки крупных сетей уже заняты польским продуктом.

    Через несколько лет, когда деревья начнут давать стабильный урожай, чистая прибыль составит 785 тысч рублей с гектара

    - Для 30 тысяч гектаров садов достаточно 30 миллионов тонн воды, - прокомментировал губернатор Евгений Савченко. - Вся область потребляет более 500 миллионов тонн, так что это не проблема, - сказал он. - А что касается сетей, то, когда мы начинали заниматься производством мяса птицы, полки были завалены американскими окорочками. Мы начали производить свинину, а на рынке было полно польской. И где сейчас этот импорт?

    Впрочем, глава Российской ассоциации садоводов и генеральный директор крупного белгородского плодопитомника Виктор Городов отметил, что сначала всем нужно подумать над другим вопросом: где взять столько качественного посадочного материала. По словам Станислава Алейника, для реализации намеченных целей белгородцам нужно дополнительно 27 миллионов саженцев, а это большие деньги.

    Виктор Городов подчеркнул, что маточники и питомники нужно закладывать самостоятельно.

    - Иначе будем получать то, что нам предложат, а не то, что требуется, - отметил он. - Но нельзя забывать, что в Европе сады меняют уже через 8-10 лет, и я удивлялся - почему? Оказалось, там на яблоки, как на одежду, есть мода. Спрос меняется, и поэтому нужно постоянно вводить новые сорта.

    Впрочем, Виктор Городов уверен, что сейчас заниматься садоводством в России легче, чем раньше: не нужно ехать в Европу за технологиями - они уже изучены, да и кадры можно подготовить на месте. К тому же, если говорить о Белгородской области, то уникальные черноземы позволят местным фруктам конкурировать с западными.

    - Когда я впервые попал в Европу, удивился - как на такой земле можно что-то выращивать, - вспомнил он. - Оказалось, можно. Там сплошная химия: компьютеры дают дереву то, что нужно, и люди получают урожай.

    Яблоки из сада Виктора Городова в Белгородской области считаются брендовым продуктом, но из-за сложностей с хранением он был вынужден остановить развитие своего питомника. И теперь, когда весь его урожай давно продан, но на рынке рядом с польскими фруктами продавцы пишут "корочанские яблоки", садовод лишь усмехается.

    Плоды вложений

    Эксперты не устают повторять, что инвестиции в хранилище, рассчитанное на одну тысячу тонн яблок, составят примерно 40 миллионов рублей. У садоводов пока таких денег нет и, как говорят они сами, не будет, если никто не даст.

    Евгений Савченко, предлагая решение проблемы, отметил, что инвестировать в развитие садоводства могут и крупные белгородские агрохолдинги - производители мяса птицы и свинины: они способны помочь с хранилищами и распространением продукции. Сотрудничать с ними смогут даже самые мелкие садоводческие хозяйства, которым не придется ломать голову над тем, куда деть скоропортящийся урожай. Кстати, гендиректор одной из свиноводческих компаний Владимир Зотов уже заявил, что готов реализовать яблочный проект и инвестировать не только в сад, но и в хранилище для урожая.

    Кроме того, белгородские власти вспомнили опыт 18-летней давности, когда было решено выпустить "зерновые вексели".

    - К примеру, у человека есть 10 миллионов рублей и он не знаете, куда их вложить, - отметил Евгений Савченко. - Вкладывать в валюту? Ее курс может падать. В недвижимость - тоже рискованно. А мы предложим "яблочный вексель". Пусть он будет стоить полтора-два миллиона рублей. Этих денег достаточно для закладки одного гектара сада. Мы даем гарантию, что, когда сад вступит в фазу плодоношения, инвестор будет ежегодно получать прибыль от четверти урожая.

    Выпустить первые яблочные векселя в регионе рассчитывают уже к концу года. В целом же за десять лет в развитие садоводства планируют вложить 62,4 миллиарда рублей. Вся эта сумма - средства инвесторов.

    Поделиться