16.06.2014 23:20
    Поделиться

    ГАИ проверило новые технологии заботы о пешеходах

    Воздушная подсветка, 3-D-переходы - все это технологии недалекого будущего. Образцы его уже испытываются на дорогах и даже получают одобрение, в виде поправок в ГОСТы.

    Проверкой новых систем безопасности, выявлением новых путей развития для защиты пешеходов и автолюбителей занимается Научно исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД России. Именно благодаря ему на дорогах появляются новые средства, которые обеспечивают безопасность. Центр занимается не только и не столько тем, что исследует новые технические новинки. Его задачи гораздо шире. Все нормативные законодательные акты перед тем, как вносятся в правительство или в Госдуму, проходят тщательную проверку на предмет их возможного применения, на возможную эффективность, а также на то, насколько они согласуются с уже действующими законами. Всем этим занимается НИЦ БДД МВД России. С исполняющим обязанности начальника этого центра Евгением Мухиным мы и ведем беседу.

    Евгений Михайлович, одна из главных проблем - это защита пешеходов. Но зачастую не вина водителя в том, что он не заметил человека на дороге. Как углядеть темной ночью под моросящим дождем силуэт в черной куртке, который перебегает по черному мокрому асфальту?

    Евгений Мухин: Именно поэтому в ГОСТ были внесены изменения, согласно которым требования к пешеходным переходам изменились. Понятно, что главное, чтобы водитель вообще видел пешеходный переход. Теперь переход должен выделяться не только белыми полосами, но и желтыми или оранжевыми. Должна быть обеспеченна подсветка переходов. На самом деле, изучение видимости переходов - это довольно обширная тема. Так, например, свою эффективность показала, так называемая, воздушная подсветка. Когда над переходом натянут провод, на котором висят диодные фонари. Они, буквально, создают стену света над переходом. Причем есть различные варианты их применения. Либо когда они просто светят, либо когда мигают. Примечательно, что такие технологии в Европе не используются нигде. Так что эффективность предстоит проверять нам самим.

    Но ведь подсветка вряд ли остановит лихача перед переходом?

    Евгений Мухин: Поэтому есть еще и такой вариант, как 3D переход. На дороге с виду обычная разметка. Но водителю кажется, что переход поднят над дорогой сантиметров на 15. Волей-неволей скорость скинешь.

    На сегодня в России только 19 переходов оборудовано 3D разметкой. 2 - в Самаре, 2 - в Нижнем Новгороде, 4 - в Кемерово, 5 - в Новокузнецке. Примечательно, что только в Нижнем Новгороде эксперимент признан неудачным. Но там использовали неподходящую краску. Поэтому 3D конструкция попросту не была воплощена в жизнь, да и прослужила крайне короткое время. Зато в Самаре количество аварий на этих переходах сократилось с 6 процентов до 3. В Кемерово - на 81 процент. В Новокузнецке - на 44 процента.

    Но ведь не только пешеходы беспокоят НИЦ?

    Евгений Мухин: У нас шесть отделов. Каждый занимается своим направлением. 1 отдел - статистикой и аналитикой ДТП. 2-й - правовой информацией. Именно он проверяет законодательные акты всех уровней на предмет их согласования с уже действующими законами. 3-й - информационно аналитический отдел. Там занимается компьютерными технологиями. Все камеры слежения, радары проходят через его руки. 4-й отдел занимается проблемами дорожно патрульной службы. То есть разрабатывает для них рекомендации, как должно вести себя в той или иной ситуации, но при этом, не дай Бог, не превысить служебных полномочий. В частности, как правильно преследовать автомобиль, как правильно проводить задержание. 5-й отдел занимается техническим надзором и экзаменационной деятельностью. В связи со значительными изменениями в законодательстве данное направление деятельности требует существенных корректив.

    Ну например экзаменационная деятельность?

    Евгений Мухин: Вы же знаете, что по количеству случаев ДТП молодые водители бьют все рекорды. В чем причина? Наверное, в уровне подготовки. Мы не грешим на то, как обучают в автошколах. Мы ведь принимаем экзамены и допускаем этих водителей на дорогу. Значит что-то не так в системе. И именно ее надо менять. Например, мы провели эксперимент. Молодым водителям, которые пришли на экзамен, предложили пройти тест. Ответить на те же билеты, только в условиях не было картинок. 80 процентов провалили тест. Зато сразу после этого теста, 70 процентов из кандидатов сдали экзамен на компьютере. Понятно, что в автошколе этим молодым водителям развивали зрительную память. Билеты построены на жизненных ситуациях. И если такой водитель столкнется с такой ситуацией, то он поступит правильно. Но в билетах лишь 800 вопросов. А ситуаций на дорогах гораздо больше. Поэтому без знаний правил никак не обойтись.

    Вы предлагаете билеты поменять?

    Евгений Мухин: Над билетами идет постоянная работа. Но не это главное. Главное, чтобы в автошколах готовили качественных водителей. Мы недавно на базе нашего филиала в Кемерово запустили новое исследование. Взяли будущих водителей и проверили их по психофизическим возможностям. Ни для кого не секрет, что, например, в летчики не берут людей, у которых сильно развито правое полушарие мозга. У них более замедленные реакции. Так вот есть люди, у которых на дороге может проявляться чрезмерная агрессивность, есть те, кто, наоборот, будет задумываться перед каждым действием. Это не значит, что им надо запрещать доступ за руль. Это все поправимые реакции.

    Просто учить их надо по-другому. Так вот в нашем западно-сибирском филиале сейчас изучают молодых водителей. Например, одному было противопоказано по тестам садиться за руль. А другой наоборот - прирожденный водитель. Теперь эти люди получили права и водят машины. А наш филиал следит, как они ведут себя на дорогах. Кто сколько раз попадал в аварии, у кого сколько нарушений. Это наблюдение продолжится в течение трех лет.

    И тогда мы обязательно обнародуем итоги. Но мне кажется, что такой срез можно было бы провести среди водителей-профессионалов. Ведь понятно, что водителю автобуса быстрая реакция не столь важна, как для водителя "Скорой помощи". А также неплохо было бы протестировать водителей, которые лишались прав. Просто с точки зрения научного интереса.

    Кстати

    Научно исследовательский центр безопасности дорожного движения был создан ровно 40 лет назад. Тогда он назывался Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения. Были у него и взлеты, и падения. В 90-е годы его даже расформировывали. В результате было потеряно огромное количество научных разработок. Но сейчас он более чем востребован. И, глядишь, в том числе с его помощью удастся достигнуть амбициозной задачи сокращения количества погибших более чем на треть.

    Поделиться