16.06.2014 08:03
    Поделиться

    На закрытии Платоновского фестиваля воронежцы полакомились "Устрицей"

    Фантазийный балет "Устрица" труппы Инбаль Пинто и Авшалома Поллака, за минувшие 15 лет полюбившийся публике разных стран, впервые показали в России на IV Платоновском фестивале. Спектакль также стал частью дней израильской культуры в Воронеже.

    "Устрица" - калейдоскоп эксцентрических номеров: набеленные лица, всклокоченные парики, пластика оживших игрушек, гротеск и абсурд. Пародия на цирк с его уродами, нехитрыми фокусами, дрессированными собачками, ряжеными гимнастками на тросах и рыжим клоуном, который в душе вообще-то Черный лебедь. Пародия на балет, превращенный в балаган неудачников, где в норме толстые ляжки и прочие телесные несуразицы (вроде аномально длинной руки, сутулой спины и старческого тремора), где картинно заламывают руки и роняют партнершу. Пародия даже на оперные страсти! И чистое веселье, конечно, детское упоение игрой. Многие образы в "Устрице" не расшифровываются, многие выглядят вторичными по отношению к находкам "Лицедеев" и мультфильмам Тима Бертона, но все они безусловно обаятельны.

    Название спектакля - The Oyster - родилось случайно. Начав очередной проект, Пинто и Поллак не спешат задавать себе границы, считая, что творческий процесс должен идти естественным путем, без оглядки на какую бы то ни было концепцию.

    - И вот однажды на гастролях в Великобритании мы с Инбаль зашли в книжный магазин и стали листать один красочный сборник, автор которого еще и фильмы отличные снимает. Нам очень понравились иллюстрации… Не буду называть имен, чтобы не влиять на ваше восприятие, тем более что мы просто воспользовались словом "устрица" (oyster), которое мелькнуло в той книжке. Скрытых подтекстов искать не стоит - нас привлекла форма, звучание, вкус слова… - рассказал Авшалом Поллак. - Способов подстегнуть фантазию у режиссера много, впечатления копятся постоянно. Но вообще все наши работы - результат того, что мы собой представляем. Хоть ты сиди взаперти! Мы создаем не просто спектакли, а отдельные миры.

    Отметим все же - не в качестве подсказки, просто для любопытных - что упомянутой книжкой была, очевидно, "Унылая смерть мальчика-устрицы и другие истории" Бертона (The Melancholy Death of the Oyster Boy), где собраны "детские" стишки и зарисовки, пронизанные характерным для режиссера черным юмором. В одной истории, в частности, фигурирует мальчик с головой устрицы ("дефектный младенец, аномальный урод и омега и альфа, корень всех зол"), который становится обузой для родителей из-за своей внешности. В финале папаша съедает его по совету врача.

    Танцевальный ансамбль Инбаль Пинто и Авшалома Поллака считается одним из наиболее интересных израильских коллективов (в своем жанре). С 1992 года эта труппа выдала немало ярких постановок, получивших признание публики и критики не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Инбаль Пинто - воспитанница балетной труппы "Батшева Данс Компани", уже знакомой воронежцам по спектаклю "Deca Dance" (хореограф Охад Наарин). Его привозили год назад на Платоновский фестиваль в сотрудничестве с Чеховским. Авшалом Поллак - театральный актер и режиссер. Оба постановщика были удостоены нью-йоркской премии "Bessie" в области танца и исполнительского искусства, премии минкультуры Израиля, а также ряда других профессиональных наград. Их труппа финансируется из бюджета и "квартирует" на главной площадке израильского балета - в Центре Сюзан Далаль в Тель-Авиве, который является самой популярной у туристов достопримечательностью города.

    Танец как сценическое искусство в Израиле немногим старше самого государства. На бытовом уровне он, конечно, существовал исстари, как выражение радости. Плясали по праздникам - общинным, религиозным, семейным и национальным. К балетному же искусству правоверные евреи относились и относятся с предубеждением. Однако с 1920-х годов на историческую родину стали приезжать танцоры и преподаватели из России, США, Англии, Франции и других стран, и благодаря репатриантам в Израиле восприняли достижения различных школ классического танца. Есть и свои особенности, конечно. Например, израильские танцоры явно не блюдут "балетную" фигуру, зато часто проявляют бурный восточный темперамент.

    - Своеобразие каждого спектакля складывается из многих элементов, и трудно сказать, что именно характеризует нашу национальную школу танца. Пожалуй, нет единого источника, который задавал бы вектор развития. У нас есть и классический балет, и contemporary dance, и куча разных промежуточных стилей. Думаю, художнику необязательно опираться на что-то одно. Израиль - молодая страна, ее культурная традиция еще не сложилась, и те, кто занимается искусством (в частности, хореографией), создают все с нуля, - считает Авшалом Поллак. - У нас есть некие курсы, методики обучения современному танцу, но в целом образование, как и в России, имеет академическую направленность. Мы с Инбаль Пинто стараемся избегать какой бы то ни было системы, не останавливаемся на том, что однажды принесло успех. Может быть, временами и возвращаемся к пройденному, но вообще наши танцоры каждый день сами выбирают, чем им заняться: можно пойти в класс балета, контактной импровизации, йоги, стиля гага и так далее. Главное - ребята должны быть очень гибкими, чтобы владеть разными стилями.

    Прямая речь

    Яффа Оливитски, атташе по культуре посольства Израиля в России:

    - От многих уважаемых мною людей в Москве я слышала, что Платоновский фестиваль в Воронеже - аналог известного Зальцбургского, только в Восточной Европе. Рада, что мы сотрудничаем. Если в столицу бывает непросто привезти лучшие образцы нашей культуры, то здесь это удается, у нас полное взаимопонимание с областными властями и дирекцией. И люди открыты ко всему новому, готовы разбираться в том, что им может показаться странным или авангардным. Надеюсь, что именно Платоновский фестиваль станет своего рода "воротами" для проникновения в Россию израильской современной хореографии, заслужившей признание в других странах мира.

    Не стану скромничать, мы - настоящая империя современного танца, благодаря иммигрантам вобравшая достижения разных стилей и направлений. В последние годы нас начали замечать и в РФ - один из танцевальных коллективов получил "Золотую маску", недавно три наших труппы съездили на гастроли в Красноярск, в Новосибирске были мастер-классы… Особенно радостно показать у вас "Устрицу" - я обожаю этот спектакль, в Воронеже смотрела его в 12-й раз!

    Помимо этого спектакля здесь будет еще одна российская премьера - выступление трио пианиста Омера Кляйна на фестивале "Усадьба. Jazz" 28 июня. Кроме того, в рамках Дней израильской культуры в Воронеже в "Спартаке" покажут четыре свежих фильма наших земляков. Кинофестивали мы проводим и в других городах - в Москве 13 лет, в Новосибирске и Санкт-Петербурге - девять, и обычно программа везде одинаковая. Но для "пилота" в Воронеже мы изменили фильм открытия - вместо триллера (лучший фильм года по версии Квентина Тарантино, председателя жюри фестиваля в Пусане) им станет картина "Заполнить пустоту" Рамы Бурштейн, получившая приз Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль.

    Поделиться