10.06.2014 14:02
    Поделиться

    Индийские раги в Воронеже разбавили цыганским авангардом

    В мир скрипки перенесли гостей Платоновского фестиваля импровизации "индийского Паганини" Лакшминараяны Субраманиама и цыганского трио "Лойко".

    Концерт был призван познакомить публику с древнейшей традицией скрипичной (и не только скрипичной) музыки Индии, где из нескольких нот темы по определенным сложным канонам и некоторыми "вольностями" исполнителя рождается длинная и причудливая рага. И - с молодой европейской традицией импровизации, которая пресеклась в академической музыке, но сохранилась у вездесущих цыган, перенявших черты многих национальных культур.

    - Как вы знаете, наш народ вышел из Индии несколько тысяч лет назад, в три приема - исследователи до сих пор спорят о датировках, но последний "исход" случился, видимо, еще при Тамерлане. Кочуя по миру, цыгане воровали не только курей и гусей, но и хорошие инструменты и мелодии. А потому их музыка стала похожа на лоскутное одеяло и теперь по душе всем - люди узнают в ней украденные частицы своей культуры, - рассказал основатель "Лойко" скрипач Сергей Эрденко. - Как и индусы, цыгане не записывают нот. Но мы активно концертируем, поэтому используем четкие блоки - фиксировано вступление и окончание, а между ними - пространство для импровизации. С доктором Субраманиамом мы познакомились благодаря великому Иегуди Менухину, который приглашал нас в свои проекты, и с тех пор иногда выступаем вместе. Организаторы Платоновского фестиваля хотели, чтобы индусы поиграли минут 20 и затем попробовали бы устроить с нами "джем". Но Лакшминараяна возразил, что за столь короткое время он успеет только "разогреться", обозначить тему! В Индии совершенно иное ощущение движения. Это цыгане скоростные, готовы за 20 минут выдать что угодно - очень эмоционально, остро, чтобы сразу захватить слушателя.

    Вечер и открылся техничным и непринужденным выступлением "Лойко", которые наглядно показали принцип традиционного "воровства". Говорят, цыгане за 30 лет адаптируются к любому новому месту и успевают впитать его музыкальную культуру, поэтому в их программе слышались и еврейские, и балканские, и русские мотивы. По словам Сергея Эрденко, его предки перекочевали в Россию из Австро-Венгрии, сохранив обычай обучать игре на скрипке всех мальчиков в семье. В Воронеже с трио выступил и маленький сын Эрденко - Трифон. Две скрипки и гитара подражали чириканью птиц и ржанию лошадей, смешивали "Чардаш" Монти с романсами, а музыканты шутили - мол, "доворовались" до такой степени, что уже не знают, откуда что взялось. "Назовем наше направление цыганским авангардом", - резюмировал Эрденко.

    После игры на бис и в компании двух индийских перкуссионистов трио "Лойко" обещало еще разок появиться в финале - как бы оставив "приманку" для тех воронежских меломанов, кто боялся не вытерпеть игру легендарного Лакшминараяны Субраманиама, который имеет непререкаемый авторитет в мире скрипки и сотрудничал со множеством известных академических, джазовых и рок-музыкантов. После антракта - хороший тон! - публике сжато и доходчиво объяснили и кто такой Субраманиам, и в чем особенности индийской музыки. Кстати, отец Лакшминараяны первым в своей стране стал использовать скрипку соло, а не в качестве аккомпанирующего инструмента, и разработал для этого множество оригинальных техник.

    - Индия необыкновенно разнообразна: 29 штатов - и везде свой фолк, свои народные инструменты и костюмы. Мы представляем южную традицию карнатака. Эта музыка основана на сакральных текстах. Есть 72 "родительские" гаммы, которые передаются без записи, от мастера к мастеру. Каждый немного импровизирует в рамках правил, в результате мы имеем бессчетное множество полиритмических циклов, - пояснил доктор Субраманиам. - Для европейского уха такая структура непривычна, но, напомню, до Мендельсона в западной музыке тоже существовала традиция импровизации - в произведениях были каденции. Но потом и их стали записывать… Когда люди играют без опоры на ноты, без зависимости от них, то начинают чувствовать, как рождается музыка. В какой-то момент скрипач перестает контролировать процесс силами разума и всецело отдается ритму.

    Первая рага продолжалась минут 15, которые пролетели незаметно - Лакшминараяна и его сын Амби, сидя на подушках и не заботясь о внешним эффектах, виртуозно превращали простую тему в что-то вроде хроматической гаммы, но с микроинтервалами между тонами. Но часть слушателей довольно быстро принялась выбираться из закоулков зала к выходу. Когда наступила пауза, беглецов стало еще больше. Одни уходили по "уважительной причине" - боялись опоздать на спектакль "Острова" в концертном зале. Другие, увы, решили просто не напрягать нетренированное ухо, чтобы не смазывать впечатление от игры цыган.

    - Для любой музыки есть слои восприятия. Одному нравится ритм, другому мелодическая структура. А кому-то кажется, что у нас слишком много звуков… - говорил перед концертом доктор Субраманиам. - Но чем глубже ты идешь в своем понимании, тем сильнее приближаешься к духовной составляющей индийской музыки. Одаренный слушатель оценит все.

    Поделиться