09.06.2014 23:40
    Поделиться

    Мост через Керченский пролив построят с помощью частных инвесторов

    С момента вхождения Крыма в состав России не прошло и полугода, а термин "государственно-частное партнерство" сегодня звучит на крымских берегах все более громко и однозначно. Возведение моста через Керченский пролив, который будет соединять Крым с Краснодарским краем, это самый масштабный инфраструктурный проект после строительства моста на остров Русский.

    Цель строительства моста, соединяющего Крым с "большой" Россией, в увеличении товарооборота с полуостровом, сокращении логистических расходов и пути с Херсона в Новороссийск. Постановление правительства РФ о строительстве моста было подписано сразу после присоединения Крыма. В конце апреля президент России Владимир Путин поручил правительству определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству моста, предусмотрев завершение реализации этого проекта в 2018 году.

    Однозначно, что проект строительства моста через Керченский пролив будет реализоваться через концессию с привлечением частных инвесторов, но пока официальные органы власти не сообщили, кто будет входить в консорциум участников. Однако ранее существовавшие проблемы реализации ГЧП-проектов в России, к сожалению, будут актуальны и для инфраструктурных проектов Крыма.

    При реализации проектов на принципах ГЧП инвесторы, особенно иностранные, и публичный партнер в лице государства имеют разные точки зрения о размерах регионального проекта, в частности о доле и степени участия сторон. До сих пор не приведены к единому знаменателю мнения публичного и частного партнеров о доходности долевого капитала, приемлемой для всех участников ГЧП-проектов.

    Ожидания государства в ГЧП-проектах все еще остаются существенно выше возможностей рынка, а инвесторы не хотят брать на себя ответственность за риск спроса. Риск регулируемых цен, который существует, должен полностью покрываться государством. Но в нашей стране эти риски несет частный инвестор, потому что в законодательстве до сих пор нет правовых механизмов, которые позволили бы государству поддерживать уровень тарифов, гарантирующий частному инвестору окупаемость проекта. При этом инвестор готов сам организовать сбор выручки от проекта с конечных пользователей, но бизнес хочет получить от государства гарантии в виде механизмов взыскания за неуплату. Сегодня российское законодательство в сфере ГЧП таких гарантий предоставить инвестору, к сожалению, не может.

    Выбранный маршрут строительство моста, сроки и стоимость его возведения, а также ключевые игроки проекта станут известны осенью

    Возможным вариантом решения этих проблем мог бы послужить контракт жизненного цикла (КЖЦ), что, безусловно, для инвестора было бы однозначно выгоднее. Предметом контрактов жизненного цикла являются DBFO - design build finance operate (строительство, финансирование, эксплуатация, управление) проектом. По КЖЦ на инвестора не возлагается обязанность по сбору эксплуатационных платежей с конечного пользователя, что значительно снижает сроки возврата инвестиций в отличие от концессии. Успешные примеры реализации ГЧП-проектов через контракты жизненного цикла существуют - это протяженные участки платных автодорог М-1 "Беларусь"и М-4 "Дон". Для реализации проекта строительства моста через Керченский пролив схема с контрактами жизненного цикла подошла бы идеально. Кроме того, здесь можно будет использовать имеющийся российский опыт.

    Реализовать проект по строительству моста могут как российские, так и зарубежные компании. О своем интересе участвовать в строительстве моста через Керченский пролив заявил Китай. После подписания исторического газового контракта отношения России с Китаем укрепились еще сильнее. КНР через строительные компании и частные фонды однозначно может принять в этом проекте участие, и это, безусловно, будет являться не только экономическим, но и политическим шагом. У России уже есть позитивный опыт реализации проектов с Китаем. Государственный Банк развития Китая в 2011 году профинансировал около 30 проектов в России, а также подписал ряд кредитных соглашений на сумму около 36,3 млрд долл. Китай профинансировал проекты в области телекоммуникаций, инфраструктуры, сельского и лесного хозяйства, добычи полезных ископаемых.

    Фактически сегодня существуют четыре варианта маршрута, которые могут соединить Крым с Россией: Северный, Жуковский, Еникальский и Тузлинский. Плюсы и минусы каждого варианта оцениваются проектировщиками исходя из комплекса факторов, а именно: протяженность перехода, наличие железнодорожных и автодорожных подъездов к нему с обеих сторон, перспектива удорожания строительства за счет дополнительных транспортных сооружений на подходных участках. При оценке учитываются также перспективы развития порта Кавказ, железной дороги, угол пересечения с ходом морских судов, наличие особо охраняемых исторических объектов в зоне строительства, экологические факторы и т.д.

    В результате такой оценки экспертный совет по вопросам выполнения инженерных изысканий и разработки ТЭО строительства транспортного перехода через Керченский пролив решил, что наиболее предпочтительными вариантами прохождения перехода являются Жуковский и Тузлинский. В первом варианте используется коса Чушка. Створ перехода намечен в районе действующей паромной переправы. Для Тузлинского варианта, самого южного из всех маршрутов, используется Тузлинская коса и насыпная дамба.

    Расходы на создание транспортного перехода будут включены в проект бюджета на 2015-2018 годы. По самым аккуратным подсчетам экономно построить такой мост стоит приблизительно 50 млрд рублей. Для сравнения, мост на остров Русский протяженностью около двух километров обошелся в 34 млрд рублей, но под дальневосточным мостом не было тектонического разлома, который скорее всего внесет свою лепту при формировании цены.

    Поделиться