09.06.2014 10:53
    Поделиться

    Воронеж станцевал под креольские песни Марлен Дорсены

    Платоновский фестиваль искусств подарил Воронежу сразу два концерта знаменитой певицы с Гаити Марлен Дорсены - на Советской площади и в парке "Алые паруса". Оба закончились массовыми танцами под музыку Карибских островов.

    Обаятельная гаитянка пропагандирует культуру своей страны по всему миру, строя за счет гонораров социальные объекты для земляков, и всегдда подчеркивает: зажигательная креольская музыка - явление еще и политическое. После того, как остров был  открыт Колумбом, европейские колонизаторы завезли туда рабов из Африки. Этнические гаитяне скоро были полностью истреблены, а темнокожие поселенцы, чьим языком общения стал креольский, в борьбе за независимость сделали песни своим оружием.

    - Поначалу их даже исполняли подпольно, - рассказала журналистам Марлен Дорсена. - При этом использовали народный инструмент под названием "кокияж". Мои бабушка и дедушка делали такие инструменты и учили меня жить в гармонии с природой. Петь профессионально я начала в Бельгии, куда меня пригласили для работы в театральной академии. Однажды продюсер предложил мне исполнить традиционную гаитянскую песню. Я заново открыла для себя сильную традиционную культуру и стала изучать ее основательно.Уже 14 лет Марлен играет этномузыку с группой, где она - единственная гаитянка. Но остальные музыканты прекрасно понимают ее посыл.

    - Нас роднит энергия и убежденность в том, что надо пребывать в гармонии здесь и сейчас - на тот свет ведь мы с собой ничего не заберем… В креольской музыке передаются разные настроения - и страдание, и счастье. Я предпочитаю фокусироваться на позитиве. Если ты делишься положительными эмоциями, ты их не только отдаешь, но и получаешь.

    Делиться позитивом у гаитянки действительно получается. Амфитеатр в парке "Алые паруса", где проходил второй в Воронеже концерт певицы, был заполнен до отказа. И еще столько же людей облепили периметр. Необычные, похожие на птичьи, движения Марлен, ее открытая манера общаться и широкая улыбка покорила гостей концерта. Также как в свое время певица завоевала сердце ее продюсера в России, специалиста по этномузыке Назима Надирова.

    - Отрадно, что на таком фестивале, как Платоновский, появилась программа "Музыка мира". И, посмотрев список участников, должен сказать, что у организаторов очень хороший вкус! - Поделился Назим. - Пока не приехал сюда, не верил, что в России возможно так глубоко "копнуть" на фестивале исконные корни национальных культур и показать, куда они проросли. Обычно зовут обязательно кого-нибудь с Балкан, но не такого уровня, как Mostar Sevdah Reunion, а простой brass band - "балканскую клюкву", вроде нашей Бабкиной. Еще должны быть "для галочки" скандинавы, кельты, барабан из Африки и клезмер (стиль, восходящий к фольклору восточноевропейских евреев. - "РГ"). А тут впервые я вижу, что каждый из приглашенных представляет собой не дешевую подделку (какие обычно у нас поддерживаются государством, что особенно прискорбно), а оригинальную музыкальную форму.

    Концепцию отбора участников фестиваля Надиров назвал "идеалистической или романтической" - комплимент организаторам! Назим не только представил Воронежу обаятельную креолку, но и провел уникальную открытую лекцию, посвященную мировой этнической музыке, и устроил в парке "Алые паруса" вечеринку под музыку южных островов.

    Поделиться