08.06.2014 23:20
    Поделиться

    Главный приз "Кинотавра" получило "Испытание" Александра Котта

    Итоги "Кинотавра": в авангарде немое и социальное кино
    Вчера в Сочи завершился 25-й "Кинотавр".

    Результаты зрительского голосования: на первое место вышел фильм Юрия Быкова "Дурак", на второе - "Класс коррекции" Ивана Твердовского, на третье - "Звезда" Анны Меликян, четвертым шел Александр Котт с "Испытанием", далее - "Еще один год" Оксаны Бычковой и "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой.

    Также были вручены призы гильдии киноведов и кинокритиков, отдавшей своего "Белого слона" "Испытанию" Александра Котта и диплом "Дураку" Юрия Быкова. Третьим с небольшим отрывом от них шел "Класс коррекции" Ивана Твердовского (младшего). Собственно, вокруг четверки фильмов-лидеров ("Дурак", "Испытание", "Класс коррекции", "Как меня зовут") и разворачивалась главная интрига кинофестиваля. Вопрос был в том, какому кино - остросоциальному или эстетско-метафоричному - отдаст предпочтение большое жюри "Кинотавра" во главе с Андреем Звягинцевым, чей "Левиафан" в полной авторской версии завершал программу кинопоказов.

    Если прошлый 24-й "Кинотавр" всем запомнился фильмом-хитом Велединского "Географ глобус пропил", то самым сильным впечатлением 25-го "Кинотавра" стал "Дурак" Юрия Быкова. Крепкое "мужское" кино с четкой гражданской позицией, уверенной режиссурой и нерефлексирующим главным героем с неатрофированным понятием совести, готовым бороться за правду до конца - буквально до своей погибели.

    Партия, которую ведет актер Артем Быстров, могла бы прозвучать в любом уголке страны: в небольшом провинциальном городке сантехник отчаянно пытается спасти людей от коллективной смерти (вот-вот на головы 800 человек рухнет старое общежитие), но его воспринимают как юродивого. В итоге он теряет жену с ребенком, родителей, в конце концов - свою жизнь, но так ничего никому и не доказывает: люди предпочитают ничего не знать об опасности.

    "Дурак - это отношение людей к нему, а не его душевное состояние, - пояснял на "Кинотавре" Юрий Быков. - Он абсолютно вменяем и адекватен. Когда начинается бой, многие люди действуют согласно своим природным инстинктам: остаться в живых, сохранить свои главные ценности - благополучие и спокойствие. И вдруг в этом бою появляется солдат с четким кодексом: главное - совесть... Мне нужен был некий социальный парадокс, социальная провокация, я будто задаю неудобный вопрос обыкновенному человеку: на что готов пойти, чтобы охранить свое человеческое достоинство? На тот момент, когда я закончил снимать "Майора", мне казалось, что одна из самых страшных проблем - это изношенность. И в прямом, и в переносном смысле. Изношенность домов, людей, вообще той системы ценностей, которая сложилась в Советском Союзе и сейчас доживает последние дни. И дурак, по большому счету, оттуда, из той поры, когда было очень даже понятно, что хорошо и что плохо. Сейчас все размыто. И парень, воспитанный в провинции родителями той закалки, легко может попасть в непростую ситуацию. В общем, нужен был герой с системой очень простых нравственных ориентиров. Нужен был герой, который в России просто называется - дурак".

    "Испытание" Александра Котта - другой полюс основного конкурса - войдет в историю "Кинотавра" как самый бессловесный фильм за все двадцать пять лет существования фестиваля. Герои его (в главных ролях - Елена Ан и Данила Рассомахин) за девяносто пять минут не произносят не то что ни единого слова - ни единого звука. И при том держат всех в колоссальном напряжении. История о том, как встретить свою первую любовь в казахской степи жарким летом, разворачивается на фоне испытания первой водородной бомбы в Семипалатинске. По стилистике, манере повествования, эстетике, темпоритму и послевкусию картина "Испытание" Александра Котта очень напоминала "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. Но это мало кого смущало, - обласканное критиками образцово-показательное фестивальное кино даже в производном виде всегда вызывает неподдельный интерес серьезного зрителя, уставшего от больших сюжетных и словесных нагромождений и истосковавшегося по деталям. Здесь ему не предложено ничего лишнего - только самое необходимое, чтобы оценить красоту изображения (оператор Леван Капанадзе) и ясность режиссерской мысли. "Диалог вторичен, у артиста не обязательно должны быть слова - тогда можно больше работать с лицом, с типажом, использовать повороты головы, взгляды, - рассказывал на "Кинотавре" режиссер Александр Котт. - Все, что могло быть выражено словами, переводишь на язык жестов. Это нелегко. Но сложнее снять обычный диалог, да так, чтобы это было интересно".

    Легких путей не искали авторы фильма "Класс коррекции", экранизируя одноименную книгу Екатерины Мурашовой. Дебютировавший в полнометражном кино Иван Твердовский-младший до церемонии закрытия выслушал немало похвал в свой адрес за сверхподробную режиссерскую работу с актерами - за кадром он выстраивал биографии своих героев от и до, что сегодня - большая производственная редкость. Наталье Павленковой и Ольге Лапшиной, сыгравших в его фильме матерей больных детей, пророчили награды за лучшие женские роли.

    Вокруг картины "Как меня зовут" спорили: переиграют ли дебютантки Александра Бортич и Марина Васильева каннского лауреата Константина Лавроненко? Их героини - дети курортных романов, две семнадцатилетние москвички отправляются в Крым, чтобы найти и познакомиться с отцом одной из них, а фактически - чтобы повторить судьбу своих матерей. В образе жителя Алупки, на голову которого сваливается взрослая дочь с разбитной подругой, - Константин Лавроненко. Еще до "Кинотавра" к фильму приклеился ярлык "Антивозвращение", хотя всяческие напрашивающиеся параллели с фильмом председателя жюри "Кинотавра" этого года Андрея Звягинцева "Возвращение" создатели картины категорически отрицали.

    Самой сентиментальной работой 25-го "Кинотавра" можно назвать "Еще один год" Оксаны Бычковой. Самой достоверной и правдоподобной - снятую под документальную игровую историю "Спроси меня" Веры Харыбиной. Самой продолжительной - 128 минут - оказалась "Звезда" Анны Меликян. Хотелось бы назвать и самую оптимистичную жизнеутверждающую историю 2014 года, но такую, похоже, еще не сняли. Или до Сочи пока не довезли.

    Призы "Кинотавра"

    Главный приз - фильм "Испытание" режиссер Александр Котт "Продюсерская фирма Игоря Толстунова (ПРОФИТ)".

    За лучшую режиссерскую работу - Анна Меликян, "Звезда".

    За лучший сценарий - приз имени Григория Горина и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков - режиссеру Юрию Быкову за фильм "Дурак".

    За лучший дебют - Иван Твердовский, "Класс коррекции".

    За лучшую операторскую работу - Леван Капанадзе, "Испытание".

    За лучшую мужскую роль - Алексей Филимонов, "Еще один год".

    За лучшую женскую роль - Северия Янушаускайте, "Звезда".

    За музыкальное решение фильма - Светлана Проскурина, "До свиданья, мама".

    Спецдиплом жюри - Нигины Сайфуллаевой, "Как меня зовут".

    Поделиться