04.06.2014 19:22
    Поделиться

    Уральские промышленники вложатся в детские кружки

    Сегодня все чаще вспоминают о том, что одной из предпосылок научного и технологического прорыва Советского Союза стало повсеместное создание кружков и станций юных техников. Сегодня, учитывая острейший дефицит инженеров и квалифицированных рабочих, на промышленном Урале при поддержке областных властей также надо создавать центры, где дети будут прежде всего заниматься не танцами и рисованием, а робототехникой, судо- и авиамоделированием, конструированием. Ведь такие кружки не только позволяют занять досуг подростков, но и прививают интерес к точным наукам, помогают определиться с будущей профессией.

    К началу нулевых годов из 163-х существовавших когда-то в Свердловской области внешкольных учреждений технической направленности на плаву удержались лишь шесть. В регионе забили тревогу, и четыре года назад появился проект "Робототехника", утвержденный областным правительством в рамках целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011-2015 годы". За три года число площадок, созданных под эгидой областного Дворца молодежи, увеличилось до 15. "Роботодромы" открыты не только в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, но и в Талице, Красноуфимске, Тавде, Новоуральске, ЗАТО Свободный, Сысерти, в поселках Арти, Малышева и Сосьва. Сейчас в них бесплатно занимаются более 10 тысяч школьников от 6 до 18 лет, обучение ведут 147 педагогов.

    - В последний год реализации проекта "Робототехника" базовых площадок будет уже 19, но все равно это капля в море. Мы уверены, что проект необходимо продолжать. Он лежит в основе решения кадрового вопроса, так как наши центры - это первая ступень непрерывного инженерного образования, - считает директор областного государственного автономного образовательного учреждения "Дворец молодежи" Константин Шевченко.

    Получив финансовую поддержку от правительства области, современные станции юных техников начали активно развиваться. Областная сборная уже приняла участие во Всемирных робототехнических олимпиадах в Куала-Лумпуре (Малайзия) и Джакарте (Индонезия). Проекты молодых изобретателей отмечены наградами на самых престижных фестивалях технического творчества: Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи "НТТМ", Международного Московского Салона изобретений и инновационных технологий "Архимед", Международной форум-выставки по защите интеллектуальной собственности Expopriority (Москва), Международного салона изобретений INNOVA (Хорватия). Воспитанники Дворца молодежи и его базовых площадок становились победителями всероссийских соревнований, лауреатами премий президента РФ в поддержку талантливой молодежи, премий губернатора Свердловской области. Интересно, что некоторые из лауреатов потратили свою премию на новые проекты: чтобы создавать более совершенные модели, нужны качественные расходные материалы. А они недешевы, и государственных инвестиций явно недостаточно.

    - На родительском собрании мы решили собрать небольшую сумму, чтобы купить некоторые детали взамен сломавшихся, - рассказала "РГ" мама одного из учащихся "Роботодрома". - Когда создавали центр, был сделан прекрасный ремонт и закуплено хорошее оборудование. Но за три года многое вышло из строя: дети есть дети, они часто что-то теряют или ломают. Специальные конструкторы для создания роботов очень дорогие, фирменные - заменить отдельные элементы чем-то из подручных средств невозможно, а из бюджета, как объяснил педагог, средства на приобретение расходных материалов не выделяются. Чтобы продолжать занятия в группе, ему приходится покупать детали на свои деньги. Например, один комплект проводов стоит более 800 рублей.

    Надо сказать, что педагоги дополнительного образования отнюдь не сказочно богаты. Они получают значительно меньше школьных учителей, не говоря уже о зарплатах квалифицированных специалистов на промпредприятиях.

    - Как-то на собеседование пришел специалист из промышленности, мы предложили ему зарплату в 20 тысяч рублей в месяц. Кстати, это больше, чем получают у нас педагоги творческих направлений. Но человек ушел на производство на зарплату в 70 тысяч, - рассказывает Константин Шевченко. - Мы проанализировали деятельность площадок и пришли к выводу, что они загружены едва ли наполовину. У нас закуплены современные станки, но они используются лишь на 2-4 процента от мощности. Ведь при наличии кадров помимо обучения на них можно было бы организовать производство продукции.

    Парадоксальная ситуация: центры, призванные помогать бизнесу в решении кадровой проблемы, сами страдают от кадрового голода. И, в свою очередь, просят поддержки у промышленников. Кстати, многие руководители уральских предприятий уже откликнулись.

    - Необходимость поддерживать учреждения дополнительного образования мы осознали в результате анализа проблемы отсутствия мотивации к будущей профессии у первокурсников. Все дело в том, что ребята поступают в вуз, не пройдя через технические кружки в средней школе - а это именно тот период, когда может зародиться энтузиазм. Позже остается лишь финансовая мотивация, вот молодежь и идет на экономические специальности, - рассуждает председатель совета директоров одной из IT-компаний Александр Давыдов. - Я думаю, из-за этого мы теряем до 80 процентов нашего технического потенциала. Между тем робототехника - это лучшее средство обучения информатике, программирование занимает в этой деятельности до 50 процентов времени, а в дальнейшем и больше.

    Предприниматель уверен, что для формирования у детей мотивации к техническому творчеству акцент нужно делать не на школьном, а именно на дополнительном образовании. Ведь кружки в отличие от школы - дело добровольное, здесь ребенок не испытывает давления.

    - Но занятия обязательно должны вести увлеченные, одержимые люди, иначе толку от затеи будет мало, - убежден Александр Давыдов. - Проанализировав ситуацию, мы решились на эксперимент: объявим конкурс среди заинтересованных людей - айтишников, преподавателей кружков, заводских специалистов. За час работы с детьми им будут доплачивать по 220 рублей. Идею уже поддержал замглавы Минкомсвязи РФ. Пилотный проект мы планируем запустить в Свердловской области.

    Руководители системы образования очень рассчитывают на то, что помощь бизнеса поможет им решить многие проблемы. Исходя из этого Дворец молодежи поменял политику отбора площадок для новых станций: приоритет отдается муниципалитетам с крупными предприятиями, которые заинтересованы в подготовке будущих кадров. Среди претендентов - Каменск-Уральский, Первоуральск, Артемовский, Серов, Красноуральск, Туринск, Североуральск. На днях подписано соглашение с Северским трубным заводом о взаимодействии в развитии детского технического творчества.

    - Под патронатом попечительского совета 18 школ. Бизнес-сообщество города проводит для их учеников экскурсии по всем предприятиям города. Это необходимо для того, чтобы ребята понимали специфику каждой профессии, как можно раньше определились, кем хотят стать. Но наших усилий недостаточно. Мы долгое время искали площадку, которая была бы привлекательной для детей. И вот, мы надеемся, что скоро в городе появится "Роботодром" Дворца молодежи, - рассказал управляющий директор завода Михаил Зуев.

    Получила одобрение промышленников и идея руководства Дворца молодежи и Ассоциации учреждений дополнительного образования детей Свердловской области о создании благотворительного фонда для поддержки проекта "Робототехника". Его учредителями могут стать не только крупные предприятия, но и другие социально ответственные бизнесмены и просто неравнодушные граждане.

    Поделиться