03.06.2014 23:49
    Поделиться

    Цены на капусту, морковь, лук и свеклу продолжат расти до августа

    Когда в России подешевеет "набор для борща"
    Овощи на российских прилавках начали дешеветь. Правда, далеко не все. "Борщевой набор" по-прежнему прибавляет в цене. Виной тому обильные дожди, не позволившие сохранить существенную часть урожая. Цены на капусту, морковку, лук и свеклу будут расти аж до августа, обещают эксперты "РГ". И советуют не "покупаться" на так называемые фермерские палатки, поскольку ничего фермерско-отечественного там нет.

    Факт, что урожай зерновых в России в этом году оказался удачным, не должен сбивать с толку покупателя. С овощами погода прошлой осенью обошлась хуже. Обильные дожди в октябре-ноябре прошлого года пришлись на период сбора картошки, моркови, свеклы и лука - овощей для длительного хранения. На цифрах урожай оказался неплохим, собрать его удалось. Но овощи сильно намокли, и их качество не позволило обеспечить длительное хранение.

    Из овощей, по данным Росстата, за неделю с 20 по 26 мая (последний на момент написания материала мониторинг цен) подешевели только огурцы и помидоры - на 7,1 и 4,5 процента соответственно. А вот капуста, картошка, лук и морковь вновь подорожали на 2,3-4 процента. Капуста в этом году пока идет впереди всех остальных продовольственных товаров по темпам роста цен. Ее стоимость к концу мая выросла в два раза.

    "Картофель, лук, морковь и свекла российского производства поступают на рынок в конце июля - начале августа, и с этого периода у нас сокращается объем импорта, - говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. - В этот период происходит резкое снижение цен. Такая ситуация продолжается в период сбора урожая, вплоть до октября. Потом цены снова растут".

    За последние пять лет, по данным организации, цены производителей в сезон урожая снижались в среднем на 10-15 процентов. С октября по июль же происходил рост оптовых цен - на 15-20 процентов. В этом году колебания, судя по всему, будут глубже из-за капризов погоды. При этом цены в рознице растут непропорционально. В 2007 году соотношение розничных и оптовых цен составляло 70 процентов. А в неурожайном 2010 году розничные цены были выше оптовых в 2,5-3 раза.

    Такая разница обусловлена тем, что продавцы "нагоняют" цены, когда начинают ощущать дефицит товара. Дело в том, что в такие периоды усложняется схема поставок продукции. "В магазины попадают овощи мелких и средних сельхозпроизводителей. Так как объемы производства в рамках одного хозяйства не очень большие, товарные партии формируют не производители, а оптовые компании и сети. Они завозят продукцию в овощехранилища, потом отправляют в магазины. Разница между ценой производителя и ценой в рознице - в среднем в два раза, она включает и транспортные затраты, и хранение с осени по начало лета", - объясняет Тюрина.

    По ее прогнозам, средняя стоимость килограмма капусты в магазинах к концу лета опустится с нынешних 50 до 25 рублей. По сравнению с прошлым годом рост составит 5 рублей.

    На российском рынке овощей есть проблема с наличием определенных сортов овощей, специально предназначенных для длительного хранения. К этому прибавляется и нехватка овощехранилищ. Поэтому сохранить весь собранный урожай не удается. По словам эксперта, сейчас уже запущено строительство нескольких крупных овощехранилищ. Но заработают они только в 2015-2016 годах. Пока доля импорта в поставках овощей в Россию остается высокой - доходит до 50 процентов в период середины зимы - начала лета.

    Между тем уже сейчас повсюду начинают появляться палатки с овощами и фруктами, которые потребители часто принимают за местные продукты. Заблуждаться не стоит. Чаще всего на прилавке мы видим все тот же импорт. Причем цены на такую продукцию чаще всего оказываются выше тех, что можно найти в магазинах.

    Фрукты исключения не составляют. Из южных регионов страны они начинают прибывать только к концу июня. Тогда и происходит основной обвал цен на них. Процессы поставок схожи с теми, что происходят на овощном рынке. Исключение составляют тропические фрукты. Они дешевеют "за компанию". Когда российский потребитель переключается на сливу и клубнику, продавец бананов разорится, если не снизит цену.

    Поделиться