02.06.2014 23:46
    Поделиться

    Решения Росаккредитации можно будет опротестовать

    Меньше чем через месяц, 1 июля 2014 года, вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", работа над которым велась на протяжении долгого времени.

    Принятие этого документа стало важным этапом реформы существующей в России системы аккредитации, конечными целями которой являются установление единых принципов и правил аккредитации и, как следствие, построение прозрачного и добросовестного рынка оценки соответствия. Теперь очередь за подзаконными актами.

    Для того чтобы обеспечить вступление в силу указанного закона, правительство РФ совместно с минэкономразвития, ответственным за выработку нормативной политики в сфере аккредитации, и Федеральной службой по аккредитации сформировали пакет подзаконных актов, детально регламентирующих установленные законом процедуры. Всего их будет около 40. Первым из подобных документов стало постановление правительства РФ N 436 "Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации", которое было принято 15 мая и вступит в силу 1 июля 2014 года. Оно установило порядок формирования и осуществления деятельности особого участника системы аккредитации - комиссии по апелляциям, создание которой обусловлено требованиями международных стандартов в сфере аккредитации.

    - Какие задачи стоят перед комиссией?

    Савва Шипов, руководитель Федеральной службы по аккредитации: Она устанавливает дополнительные возможности защиты прав заявителей, обращающихся в Росаккредитацию за предоставлением госуслуги по аккредитации, а также тех органов и лабораторий, которые уже получили аккредитацию. К полномочиям комиссии относится рассмотрение жалоб на "отрицательные" решения ведомства. Это прежде всего решения об отказе в аккредитации, в расширении области аккредитации, а также решения о приостановлении и прекращении действия аккредитации, принимаемые по итогам проверок.

    Подобный механизм досудебного обжалования решений федеральных органов исполнительной власти ранее в явном виде в законодательстве не присутствовал. Общая процедура обжалования установлена федеральными законами от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", однако эти документы носят скорее рамочный характер и охватывают все сферы деятельности госорганов.

    Кроме того, эти законы распространяются только на жалобы по формальным основаниям, то есть на те жалобы, которые касаются нарушений при отдельных административных процедурах, например, жалоб на нарушение сроков и этапности оказания госуслуг. Комиссия по апелляциям будет рассматривать жалобы "по существу", связанные с итоговыми решениями.

    Органы, аналогичные комиссии по апелляциям, возможно, существуют на практике, однако четкие требования к комиссии и детальная процедура апелляции по отношению к решениям госоргана на законодательном уровне были закреплены впервые. Это важный шаг на пути усовершенствования взаимодействия органов власти с теми, кто обращается за предоставлением госуслуги, а также с теми, кого эти органы контролируют.

    - Как подать жалобу в комиссию?

    Шипов: Комиссия будет рассматривать жалобы, поступившие по почте или в электронном виде, в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также посредством Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации (ФГИС Росаккредитации). На первом этапе жалоба рассматривается образованной в составе комиссии рабочей группой, которая готовит проект заключения комиссии. Далее проект рассматривается на заседании комиссии, которые проводятся не реже одного раза в квартал. Общий срок рассмотрения жалобы, включающий в себя рассмотрение ее рабочей группой внутри комиссии по апелляциям и самой комиссией, составляет два месяца со дня регистрации жалобы.

    Информация о времени и месте проведения заседаний комиссии размещается на нашем сайте. По итогам рассмотрения проекта заключения большинством голосов принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в нем. Из голосования исключаются те члены комиссии, которые в той или иной форме участвовали в принятии обжалуемого решения (например, сотрудник Росаккредитации, который выступал исполнителем по конкретной госуслуге, или специалист, входивший в состав экспертной группы, оценивавшей соответствие заявителя критериям аккредитации).

    - Могут и отказать?

    Шипов: Могут, причем для этого есть целый ряд оснований. Во-первых, это объективные основания, когда члены комиссии придут к выводу о том, что обжалуемые действия Росаккредитации были законными и обоснованными. Во-вторых, это формальные основания, связанные с несоответствием заявителя или предмета жалобы установленным требованиям. Положением о комиссии установлен ограниченный круг лиц, которые могут обратиться с жалобой. К их числу относятся лица, в отношении которых была принята обжалуемая услуга (например, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым было отказано в аккредитации), а также федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, комиссия по апелляциям будет рассматривать только ключевые, итоговые решения, принимаемые Росаккредитацией по госуслуге. Жалобы на нарушения процедуры оказания госуслуги комиссия принимать не будет, так как для их рассмотрения существует общий порядок, установленный законом о предоставлении госуслуг. Третья группа оснований в удовлетворении жалобы - это основания процедурные, связанные с фактом обжалования рассматриваемого решения в судебном порядке. Заключение комиссии об обоснованности или необоснованности обжалуемого решения направляется руководителю Росаккредитации, который в течение десяти дней принимает решение и уведомляет заявителя об итогах рассмотрения его жалобы.

    - Будут ли установлены еще какие-либо механизмы защиты прав и интересов заявителей помимо возможности подать апелляцию в отношении решений Росаккредитации?

    Шипов: Закон об аккредитации и разрабатываемая подзаконная база направлены на то, чтобы установить максимально прозрачные правила и процедуры аккредитации, а также создать на рынке оценки соответствия такие условия, в которых было бы выгодно работать добросовестным органам по сертификации и испытательным лабораториям. Для реализации этой цели законом об аккредитации и подзаконными актами предусмотрен целый ряд правил и процедур. В частности, большое внимание уделяется экспертам по аккредитации - тем людям, которые осуществляют экспертную оценку соответствия заявителей или аккредитованных лиц критериям аккредитации и от которых, как следствие, во многом зависит исход той или иной госуслуги. Соответственно, эти эксперты должны быть, во-первых, специалистами в своей области, а во-вторых, максимально ответственно и беспристрастно подходить к работам по аккредитации. Чтобы достичь этого, законом и подзаконными актами устанавливаются детальные требования к экспертам, а также четкие последствия нарушения этих требований и существующих правил. Кроме того, все аттестованные сейчас эксперты в течение трех лет после вступления в силу закона об аккредитации должны будут пройти процедуру аттестации, чтобы подтвердить свою компетентность. Это тоже диктует закон.

    Поделиться